Полторы недели назад Кыргызстан взбудоражила новость о побеге девятерых заключенных СИЗО-50. Пользователи соцсетей активно обсуждали сей факт, а информационные агентства устроили гонку, кто первым разузнает и опубликует хоть какую-нибудь информацию о беглецах. Кыргызстанцы замерли в ожидании развязки этой истории.
При задержании беглецов погибли три сотрудника Государственной службы исполнения наказаний, один получил тяжелое ранение. Несколько дней он находился в коме, но, несмотря на старания медиков, скончался.
Сотрудники правоохранительных органов ввели план «Перехват», и в день побега задержали пятерых беглецов-неудачников. На свободе оставались еще четверо, на которых объявлена охота. За неделю минус два беглеца. На свободе разгуливают еще двое. МВД тем временем объявило вознаграждение в миллион сомов за любую информацию о местонахождении Алтынбека Итибаева и Эдиля Абдрахманова по кличке Одноглазый.
Но вернемся к беглецам-неудачникам, которых вернули за колючую проволоку. За два дня скончались трое. Это кажется странным, и, конечно же, вызвало много разговоров. Пресс-служба ГСИН сообщает в распространяемых релизах, что все заключенные скончались в результате черепно-мозговых травм, которые в последствие привели к сердечнососудистой недостаточности, которая и поставила роковую точку.
Ряд правозащитников тут же выдвинули версию, что заключенных убивают специально. Якобы это месть сотрудников ГСИН за гибель своих коллег. Кровь за кровь, смерть за смерть?
«Заключенных СИЗО-№50 сотрудники ГСИН беспричинно избивают», — сообщила правозащитница Токтайым Уметалиева, добавив, что идет неприкрытое мщение со стороны тюремной охраны.
«Сотрудники ГСИН неприкрыто убивают заключенных без суда и следствия. Мы получаем различные сведения о бесчеловечном обращении с заключенными, не имевшими никакого отношения к побегу. Представителей комитета по предупреждению пыток не пустили в изолятор. По сведениям, передаваемым от разных источников, имеющих доступ в СИЗО, заключенных бьют по очереди», — отметила Уметалиева и добавила, что по ее мнению, побег из СИЗО-50 — заранее спланированная акция.
ГСИН эту информацию оставила без комментариев. Тем временем пресс-служба ведомства сообщает, что практика пыток заключенных в тюрьмах на сегодняшний день изжита. Согласитесь, странное заявление, когда ленты информагентств пестрят сообщениями о том, что сотрудники правоохранительных органов, дабы улучшить статистику раскрываемых уголовных материалов, то и дело пытают и избивают заключенных, заставляя их взять на себя вину за преступление, которое они не совершали.
«Наши двери открыты для НПО и адвокатов. Всех впускают. У нас не зарегистрировано пыток. Они неоднократно проводили мониторинг, но не выявили ни одного факта применения пыток», — продолжают упорно заверять в пресс-службе ГСИН.
Задержанных беглецов тут же должны были передать в руки ГКНБ, так как ясно, что сотрудники ГСИН будут мстить за гибель коллег. Свою руку сюда приложили руководящие лица. Перед правоохранительными органами поставлена цель – ликвидировать всех, и задержанных заключенных, и тех, кто сейчас на свободе.
Кстати, ГСИН в очередной раз отчиталась перед общественностью, уволив ряд руководителей, в том числе и СИЗО-50. А Генеральная прокуратура тем временем ведет свое расследование.
Общественность же замерла в ожидании, чем закончится эта история и какая судьба постигнет двух беглецов и одного заключенного, которого вернули в СИЗО. Хотя, исход истории ясен – всех ликвидировать, пленных не брать!