Так уж сложилось, что наша республика не имеет выхода к морю и не может похвастать богатыми запасами нефтяных и газовых ресурсов. Однако, Кыргызстан лежит в самом сердце Центральной Азии и имеет огромный транзитный потенциал. Про важность дорог в стране говорится практически везде, каждый день в СМИ появляется новость о необходимости строительства или реабилитации той или иной стратегически важной магистрали. При всем при этом, известно, на дороги уходят огромные суммы денег, заимствованные, конечно. Так как собственных источников финансирования мы не имеем. Но мало кто задумывается над тем, как быстро изнашиваются новые дороги, которые так дОроги в прямом и переносном смысле Кыргызстану и, самое главное, как качество дорог влияет буквально на каждого жителя страны.
Кыргызстан – транзитная страна, через которую проходит огромное количество грузового транспорта, за весом которого должны следить, но не следят пункты весогабаритного контроля. По факту большинство грузовиков превышают допустимые нормы, и дороги разрушаются в два раза быстрее положенного срока службы. Согласно международным исследованиям, один грузовик весом в 36 тонн имеет такое же воздействие на дорожное покрытие, как и 9600 (!) легковых автомобилей. В результате мы имеем то, что имеем — состояние 52% (или 9600 км) дорожной сети находится в пределах плохого и очень плохого, при этом 1500 км международных дорог нуждаются в срочной реабилитации или реконструкции.
Важно понимать, что из-за низкого технического уровня, несоответствия параметров дорог Кыргызской Республики интенсивности дорожного движения и перегрузки отдельных участков дорог. Средняя скорость движения по ним составляет 40 км/час, что приводит к увеличению стоимости перевозок на 20 — 25% (!). А из-за влияния ровности дорожного покрытия стоимость перевозок дополнительно возрастает на 30 – 40%. При нынешнем техническом состоянии дорожной сети автомобиль на дорогах республики расходует почти в 1,5 раза больше горючего на 1 км пути, чем в развитых зарубежных странах. Вот и получается, что из-за низкого качества дорог и недостаточного контроля за движением и весом грузовых машин страдает в итоге обычный потребитель, ведь стоимость перевозок закладывается в конечную цену товара.
Кто из чиновников или тех же парламентариев знает и задумывается об этих моментах? Ведь выходит так, что недооценка роли автомобильных дорог в экономике и отставание в развитии дорожной сети республики являются одной из причин экономических трудностей и негативных социальных процессов. Естественно, неудовлетворительное состояние дорожной сети республики имеет не только экономические, но и огромные социальные последствия, которые в конечном итоге затрагивают каждого жителя Кыргызстана.
Помимо этого, ситуацию усугубляет тот факт, что, повторимся, большинство ресурсов для ремонта автодорог (81%) составляют внешние займы, которые предстоит возвращать, и которые являются обязательствами нашего государства. И тут есть своя негативная «петля». Ведь при дальнейшем наращивании задолженности государства перед международными финансовыми институтами, а новые займы необходимы, опять же, чтобы поддерживать дорожное покрытие, может наступить критический уровень соотношения внешнего долга к ВВП республики, при котором кредиторы будут ужесточать условия выдачи займов или вовсе будут отказывать в заимствованиях. При таком развитии событий может наступить ситуация при которой всё ухудшающееся состояние дорожной инфраструктуры на фоне невозможности нахождения источников финансирования, может привести к полной непригодности дорожной инфраструктуры.
Напрашивается логичный вопрос – что делать? Единственно верным решением в данном случае является поиск собственных источников финансирования отрасли. И один такой, по сути, уже найден.
Напомним, что летом этого года парламентом страны был принят закон, согласно которому с сентября 2016 года за проезд по дорогам общего пользования (основным международным транспортным коридорам страны) будет взиматься дорожный сбор с некоторых категорий транспортных средств – грузовиков и автобусов. Легковой транспорт платить дорожный сбор не будет. В этом проекте все построено на принципе «кто больше всех разрушает дороги, тот за них и платит».
Средства от сборов, размер которых сейчас прорабатывается, будут поступать в Дорожный фонд и использоваться на содержание и ремонт автодорог, а в перспективе – на строительство новой транспортной инфраструктуры. По расчетам специалистов, реализация проекта дорожных сборов через несколько лет позволит не только сэкономить бюджетные средства, выделяемые на содержание дорог в настоящее время, но и полностью отказаться от привлечения кредитов в дорожную отрасль.
Ну и, естественно, реализация проекта позволит справиться с озвученными выше «дорожными» проблемами. Хочется надеяться, что правительство Кыргызстана примет все необходимые меры и действия, которые помогут реализовать в полной мере потенциал страны.