В сети намечается очередной скандал связанный с законотворчеством. Общественность и известные блоггеры задаются вопросом – в чьих интересах конвейерное производство неисполняемых законов и нормативных документов.
А началось все с того, что на сайте Жогорку Кенеша блоггеры обнаружили законопроект «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от воздействия табака», к которому сразу возникло немало вопросов. Справедливости ради надо отметить – предложения, указанные в законе действительно новые для нашей страны и действительно строгие. Среди наиболее революционных норм – запрет на выставление сигарет в торговых витринах, запрет на их продажу в непосредственной близости от школ, а также полностью бездымные общественные места. Реакция общественности была бы иной, если бы каждый раз не вставал вопрос — а как исполняются уже существующие запреты? И если никак, то нужны ли новые?
Проводимые ежегодно исследования состояния с табакокурением в нашей стране неизменно демонстрируют печальную картину. Так, в 2013 году в Кыргызстане курят около половины мужчин трудоспособного возраста (25-64 лет), а опрос студентов 3-х высших учебных заведений (КГМА, КГЮА, КГТУ) в Бишкеке в 2014 году показал, что сигаретами балуются 26% парней и 8% девушек. Статистика по употреблению насвая ведется отдельно и тоже имеет удручающие цифры. Иными словами, проблема налицо, но меры, предпринимаемые ранее, не дали результатов.
На примере того, как предлагаемые изменения работают в других странах, мы предлагаем разобраться, что ожидает кыргызстанцев в том случае, если законопроект будет принят
Что предлагается:
1. Запрет на курение в общественных местах
Юридическое понятие общественного места означает часть любого здания, сооружения, улицы, которое доступно для населения постоянно либо в определенное время. А это фактический запрет на курение внутри любого здания, будь то кафе или гостиничный номер или даже ваш собственный подъезд. Распространяться он будет как на сигареты, так и на кальян.
Запрет не нов, но отнюдь не все страны фанатично пытаются распространить его на все сферы общественной жизни. Например, в самой некурящей стране Европы – Швеции подобный запрет введен в 2005 году и делает исключение для баров и ресторанов, позволяя им оставлять специальные помещения для курения, изолированные от основных залов. Благодаря введенному запрету число курильщиков в Швеции сократилось с 18% в 2006 году до 16% в 2009 году. И если в 2000 году в стране продано 7 млн 67 сигарет, то в год введения запрета — уже 6 млн 697 тыс.
До введения тотального запрета на курение в общественных местах в 2008 году, число людей, ежедневно курящих табак во Франции составляло 27%. В 2010 году их количество составляло уже 25%.
Одной из первых тотальный запрет ввела Ирландия в 2004 году, оставив право на курение только в специально отведенных местах в отелях, на улицах, в тюрьмах, интернатах и психиатрических клиниках. При этом нарушители карались гигантским штрафом в 3 тыс. евро (например, во Франции он составляет 68 евро). В результате запрета с 2006 по 2009 год число курильщиков выросло с 29% до 31%. Запрет сказался на выручке пабов и баров. В 2004 году их выручка упала на 34%, и если в 2001 году пабам выдано 11 тыс. 303 лицензии, то в 2012-м — лишь 1 тыс. 763.
В Японии запрет на курение введен в 2009 году, разрешив дымить лишь в специально оборудованных зонах. В результате чего, число курильщиков сократилось с 23,4% в 2010 году до 21,7% в 2011 году. Отметим, что еще до введения запрета число продаваемых сигарет в стране падало. Если в 2000 году продано 324 млн 500 сигарет, то в 2005 году — уже 285 млн 200, а в 2011-2012 годах уже 197,5 млн.
Таким образом, вовсе неочевидно, что в странах с более либеральным подходом к запрету курения курят больше чем там, где постарались максимально закрутить гайки. Курение снижается и как видно из опыта стран, тотальный запрет вовсе не является решающим фактором. А над чем стоит задуматься в данной ситуации – стоит ли разрешить увеселительным заведениям иметь возможность предлагать своим клиентам специально оборудованные места для курения? Хотя бы потому, чтобы не слышать после обвинений в снижении активности малого бизнеса
2. Запрет на продажу табачных изделий в радиусе 100 м от школ
Пожалуй, самый экзотический вид запрета наряду с запретом на курение рядом с беременными женщинами, которые приняли китайские власти в 2009 году. Запрет на продажу вблизи школ и медицинских учреждений встречается только в России и Казахстане. Узбекистан и Монголия пошли дальше и расширили радиус курения уже до 500 м. После того, как пришло понимание, что запрет практически полностью перекрыл всю территорию городов и поселков, а сигареты можно купить только на окраинах города, Узбекистан негласно отменил запрет спустя 3 месяца после введения. Монголия упорно придерживается запрета, в результате чего процветает торговля из-под полы.
С учетом географического распространения этого запрета, введен он скорее всего, из-за безысходности – правоохранительные органы просто не в состоянии контролировать исполнение запрета на продажу сигарет несовершеннолетним. Поможет ли такая заплатка нашим контролирующим органам или даст стимул торговать в обход закона – покажет время. Но представляется все же логичным идти по пути остальных стран, где продавцы интересуются возрастом покупателя сигарет.
3. Запрет на открытую выкладку табачных изделий
Наиболее горячо обсуждаемое нововведение в области борьбы с табакокурением предлагает полный запрет на открытые табачные витрины. В случае его принятия, кыргызстанцы рискуют стереть из памяти внешний вид сигаретной пачки, взамен им будут выдаваться распечатанные листы с перечнем всех продаваемых сигарет. Первопроходцев, рискнувших испытать действенность этой меры пока немного – Канада, Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия, Норвегия и Россия.
Об эффективности запрета говорить пока не приходится. Страны, использующие этот запрет, с осторожностью оперируют статистой, предпочитая вместо цифр о падении продаж мерить такие факторы как «поддержка мер населением», «уровень импульсивных покупок», а также «физиологическая и эмоциональная тяга», вызываемая лицезрением табачной пачки. Единственное найденное в открытом доступе последнее исследования влияние запрета на выкладку показывает, что в Канаде спустя 5 лет после введения запрета курильщиков стало больше, чем было за год до его введения.
Подводя итог, можно сказать, что каждое из предлагаемых нововведений безусловно может быть эффективным как само по себе, так и в комплексе с другими мерами. Но при обязательном условии — обеспечении их полного соблюдения со стороны как законодателей, так и правоохранительных органов. В противном случае, мы получим лишь дополненную нерабочую версию уже действующего закона.
Отметим, что в Facebook создана специальная группа в поддержку курильщиков. Эта группа для тех, кого волнует судьба курильщиков в Кыргызстане, для тех, кто считает, что введение жестких ограничений — нарушает человеческие права.
«Законы, ограничивающие курение — неизбежность, но давайте попытаемся сделать их более человечными, следовательно — более жизнеспособными», — отмечают создатели группы.