Что толкает граждан к религиозному экстремизму? По данным генерального прокурора Кыргызстана, сегодня число выехавших кыргызстанцев в зоны боевых действий приблизилось к 500. Для кого-то эта цифра кажется нереальной, для кого-то достаточно правдивой.
Как отметил главный аналитик неправительственной организации «Поиск общих интересов» Икбалжан Мирсаитов, чаще в Сирию выезжают уроженцы юга КР – жители Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областей.
Согласно представленному им исследованию по выявлению факторов, мотивов и причин участия молодежи и женщин в боевых действиях, большинство тех, кто выезжает в зоны боевых действий – совершеннолетние. Средний возраст – 22-28 лет. Самому младшему – 16 лет, самому старшему – 39. Среди женщин есть 16-17-летние.
«Большой контингент выезжающих – уроженцы южных регионов. Они уезжают группами из определенных населенных пунктов, потому что в них усиленно действует сеть вербовщиков, в отличие от других населенных пунктов», — рассказал Икбалжан Мирсаитов. При этом большинство граждан имеют образование, в том числе и религиозное, есть выпускники зарубежных исламских вузах.
Исследования показали ряд причин вовлечения граждан к боевым действиям: молодежь не может найти свою собственную социальную нишу, она чувствует свою невостребованность как со стороны общества, так и со стороны государства. Их завлекает коммерческая сторона вопроса.
«У молодых людей нет проекта своего движения. Молодежь потеряла самоцель. Многие ребята говорят, что хотят уехать за границу, чем оставаться дома, на родине. Наблюдается кризис идентичности среди молодежи и дальше кризис семьи. Семья и родители не авторитеты для родителей, старшему поколению нечего дать и нечего показать. Действительно молодежь потеряла ценностные ориентиры», — отметил аналитик.
Вспоминается печальный случай с 20-летним уроженцем Сузакского района Джалал-Абадской области, который совершил акт самоподрыва в Сирии. После опубликованного видео в интернете, родной отец узнал его.
Как отметили в Госкомиссии по делам религий, вербовке привержены молодые люди из неполных семей.
«Отец развелся с матерью, а мать умерла, когда ему было 1,5 года, Он остался без внимания, сам с собой. В трудовой миграции в России он оказывается в руках вербовщиков, и попадает в Сирию, где его уговорили привести в исполнение акт самоподрыва», — констатировал Мирсаитов.
Как правило, они уезжают, не извещая своих родных и близких.
К вербовке к боевым действиям чаще привержены одинокие женщины, незамужние, разведенные и матери-одиночки. Им предоставляется перспектива замужества. Многие женщины с детьми едут на войну вслед за мужьями.
«Есть девушки, которых привлекает романтика, любопытство берет вверх. Среди них есть и окончившие университет. В результате, к сожалению, появилось новое понимание семьи — семья террориста. В боевых действиях воюют целыми семьями, появились дети войны», — сказал аналитик организации «Поиск общих интересов».
Согласно официальным данным, около 20 человек вернулись обратно в КР из Сирии и Ирака. 8 граждан задержаны за оказание им помощи оружием и деньгами. Возбуждено 75 уголовных дел, 50 — осуждены, 60 — объявлены в международный розыск.
Старший оперуполномоченный главного управления 10-отдела МВД Эрлан Бакиев рассказал, что в данное время в ведомстве рассматривается несколько проектов по сотрудничеству с гражданским обществом в борьбе с экстремизмом.
«Роль общества в профилактики экстремизма очень велика. Экстремисты к нам с Марса не прилетели, это люди, живущие в нашем обществе, человек, совершивший теракт является членом нашего общества. Мы не должны винить только его родителей, мы также должны винить наше общество», — считает специалист, подчеркнув необходимость повышения социальной ответственности граждан в борьбе с этим негативным явлением.
В прошлом году в Кыргызстане принята Концепция государственной политики в религиозной сфере. Приоритетные направления документа: повышение взаимодействия с религиозными организациями, повышение религиозного и религиоведческого уровня грамотности, образования, предупреждение радикализма и экстремизма. Концепция имеет социальную направленность и больше определяет взаимодействие гражданского общества, духовенства.