Готов ли Жогорку Кенеш отказаться от заявленных ранее предложений для сокращения расходов государства? Почти с первых дней работы фракции СДПК, «Ата Мекен» заявили о желании отказаться от помощников, служебных машин и неприкосновенности. А оппозиционная «Республика-Ата Журт» еще в ходе предвыборной агитации подчеркнула готовность отказа от всех привилегий народных избранников.
Специально созданная комиссия по оптимизации расходов парламента не пришла к единому мнению по итогам своей работы. Как рассказала в интервью K—News член комиссии Алтынай Омурбекова («Республика-Ата Журт»), не все парламентарии готовы отказаться от привилегий.
— Что решила комиссия по итогам работы?
— Как таковой единый документ комиссия не вынесла. Представители фракции «Республика-Ата Журт» предложили отказаться от помощников. В прошлом созыве за депутатом закреплялся консультант и помощник. Также мы предложили отказаться от водителей, раз мы отказывается и от служебных авто. То есть каждый парламентарий этот вопрос решает сам: либо сам водит, либо оплачивает услуги водителя, не перекладывая бремя на счет государства. Но среди большинства коллег наши предложения большой поддержки не нашли, поэтому на голосование поставлено 2 варианта проекта. Первый предполагает 120 помощников, второй – отказ от 120 помощников. Депутаты, кроме троих от нашей фракции, проголосовали за первый вариант.
Народные избранники считают необходимым оставить помощников и водителей. Понятно, что неприкосновенность депутата гарантирована Конституцией, а в законе о статусе депутата прописано, что он должен быть обеспечен жильем и автотранспортом. Безусловно, не должно быть сокращения ради сокращения, мы исходим из необходимости. Наш бюджет — дефицитный, причем сумма дефицита достаточно большая. В начале года прогнозировалось порядка 10-14 млрд сомов дефицита, сегодня эта сумма достигла около 20-25 млрд сомов. Есть опасность, что ряд статей могут быть не профинансированы, а для этого надо идти на сокращение расходов. Почему мы предлагаем начать сокращения именно с бюджета Жогорку Кенеша? Это не только помощники и водители, есть много статей расходов, по которым нужно провести анализ, насколько они необходимы. Мы не говорим, что сокращаем, чтобы получить какие-то очки в глазах общественности, это вынужденная мера. На сокращения должен пойти не только Жогорку Кенеш. В связи с тем, что именно парламент принимает бюджет, сегодня есть реальная возможность просить все структуры пойти на сокращение расходов.
— Что предлагают сократить другие члены комиссии?
— Они предлагают рассматривать вопрос сокращения, оптимизации расходов в комплексе и предлагают рассмотреть другие статьи расходов. Сегодня бюджет Жогорку Кенеша засекречен, соответственно мы не можем озвучивать эти цифры. Из того, что мы видели, могу отметить, что действительно есть такие статьи расходов, которые можно сократить, причем безболезненно. Мы не пришли к единому мнению, потому что некоторые коллеги предлагают оставить депутатам помощников и водителей, но при этом сократить другие расходы. Я думаю, что на 10-15% легко можно сократить бюджет Жогорку Кенеша. Мы тоже за то, чтобы рассматривать все в комплексе. Сегодня как таковых помощников нет, а работавшие в прошлом созыве уже уволены. Мы предлагаем депутатам работать с имеющимися у нас консультантами. Мы все состоим в комитетах, в которых работают эксперты, с ними тоже можно работать. Они также являются нашими помощниками в законотворческой деятельности. Кроме того есть юристы и другие специалисты, сотрудники секретариатов фракций. Для депутата, я думаю, созданы все условия для эффективной законотворческой работы. В предстоящую среду будет острая дискуссия, большая надежда, что мы все же придем к общему знаменателю.
— Фракции заявляли об отказе от служебных машин. В комиссии рассматривали этот вопрос?
-Сегодня почти все фракции заявили, что отказываются от машин. Что значит отказаться от машин? Если отказываться от машин, то нужно отказаться и от водителей, ГСМ. Но не все хотят отказываться от водителей.
Парламентарии сошлись в едином мнении, что коллегам, не владеющими личным авто, нужно предоставить служебные машины. Но этот вопрос можно и самим решить, передвигаться на такси или общественном транспорте. Наша фракция же предлагала закрепить за фракциями по 2 дежурные машины, предоставить машины и для аппарата ЖК, а остальные продать через аукцион. Тогда не было бы и необходимости содержать огромный гараж.
— А комиссия коснулась вопроса служебных квартир?
— Наша фракция придерживается позиции, что каждый депутат жилищные вопросы решает сам, без оказания давления на бюджет. Некоторые фракции заявили, что у них есть иногородние депутаты, не имеющие жилья в Бишкеке. Вопрос с жильем нужно рассматривать индивидуально, комиссионно. Если депутаты скажут, что жилье нужно, то надо создать комиссию. В предыдущих созывах были факты, когда депутаты приватизировали квартиры, а в специальном депутатском доме были случаи, что в них жили посторонние, так говорят. Чтобы этого избежать, квартиры должны быть выданы комиссией только нуждающимся.
Те же госслужащие, которые приехали работать из регионов сами решают жилищный вопрос, никто им не компенсирует, принцип работы должен быть единым для всех. В системе мэрии 80% сотрудников, приехавших с регионов, снимают квартиры, несмотря на то, что размер зарплаты намного ниже, чем у депутатов.