Из 23 тыс. физических лиц, оказывающих коммерческие услуги по грузо- и пассажироперевозкам, лишь 14% приобретают патенты для осуществления деятельности. Об этом сообщил министр экономики Арзыбек Кожошев на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике.
Он отметил, что собираемость этих налогов очень низкая.
По его словам, поправки в Кодекс КР об административной ответственности, в Налоговый кодекс КР, позволят в ходе рейдового налогового контроля проверять факт налоговой и учетной регистрации перевозчиков грузов и пассажиров в налоговом органе, а также проверять факт уплаты налога и физических показателей перевозчиков грузов и пассажиров, осуществляющих перевозки на основе добровольного патента. В случае отсутствия предусмотрен штраф в 6 тыс. сомов. При этом стоимость самого патента варьируется от 400 до 4 тыс. сомов, и водителям дешевле купить патент, нежели оплачивать штраф.
Депутат Марат Аманкулов (СДПК) отметил, что сегодня у фискальных органов и органов ДПС есть все возможности для проверки водителей на наличие патентов. «Мы так и не получили внятного ответа зачем давать право ДПС и налоговым органам проводить проверки, когда они сегодня могут это делать», — сказал он.
А его коллега Азамат Арапбаев (СДПК) привел в пример соседний Китай, где соответствующие налоги взимаются с перевозчиков в момент покупки топлива для транспорта. «Я не против законопроекта, но хочу, чтобы на заседании правительства вы подняли этот вопрос. Не нужно будет создать специальные службы, чтобы они проверяли и обязывали грузоперевозчиков покупать патенты», — сказал парламентарий. Его поддержал и депутат Дастан Бекешев (СДПК).
Большинством голосов профильный комитет вернул законопроект в режим второго чтения.