Безвизовый режим. Как обезопасить Кыргызстан?

Автор -
357

    Из-за серий терактов во всем мире и конфликтов в различных странах власти Кыргызстана задумались о безопасности страны. Начать решили не с усиления работы спецслужб, призванных эту самую безопасность обеспечивать, а с ограничений. Первым делом взялись за закон о введении безвизового режима, точнее его отмены.

    Шаг вперед, два назад

    В 2012 году в Кыргызстане принят закон «О введении безвизового режима для граждан нескольких государств, сроком до 60 дней». В перечень стран, с которыми мы «сблизились», тогда включили 45 государств. Кроме государств-членов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), коих 27, в списке оказались еще 15 стран, которые к ОЭСР никакого отношения не имеют. Кто проллобировал их включение в перечень и за какие заслуги, так и осталось вопросом. Саудовская Аравия, Катар, Кувейт – страны, откуда в Кыргызстан за 3,5 года так и не приехали туристы.

    В свое время этот законопроект также подвергался критике, мол, туроператоры протащили документ, который введен без относительно конкретных измерительных единиц, то есть никто ни тогда, 3,5 года назад, ни сегодня не может точно сказать, насколько увеличились доходы тех же туроператоров после отмены виз для граждан 45 государств.

    Однако это не повод его отменять, отмечают в ассоциации туроператоров. Другое дело, что кроме закона о безвизовом режиме, власти КР никаких других мер для поддержки и развития туристической отрасли не предприняли. Теперь же и вовсе хотят отменить последнюю «соломинку» спасавшую этот бизнес.  

    Отменить – не значит закрыться

    Как выяснилось, инициатива об отмене безвизового режима для стран ОЭСР и других государств исходила из парламента. В распоряжении KNews оказалось письмо депутата Алмазбека Баатырбекова (фракция «Кыргызстан»), которое тот направил на имя премьер-министра страны Темира Сариева. В нем парламентарий просит кабмин рассмотреть целесообразность действия закона о безвизовом режиме.

    Объясняя свою инициативу, Баатырбеков в интервью KNews пояснил, что вовсе не требует отменить этот закон, а призывает правительство сделать качественный анализ. «Когда вводили безвизовый режим, я, как депутат, был против. Но доводы правительства местами меня убедили. Министр иностранных дел и его заместители тогда тоже считали, что не правильно вводить безвизовый режим. Но говорили они это на словах, а на деле вынуждены были поддерживать позицию правительства. Сейчас ситуация с каждым днем меняется, мы все это прекрасно видим. В развитых странах происходят теракты: последние события в Париже это подтверждают. Правительство говорило, что увеличится поток туристов и пойдут инвестиции из этих стран, но эти прогнозы не оправдались. По итогам прошлого года могу сказать, что есть увеличение туристов из некоторых стран, но они небольшие. Почему я написал письмо? Чтобы собрать полную информацию и вынести инициативу об отмене безвизового режима, если это необходимо», — сказал Алмазбек Баатырбеков.

    По его мнению, отмена безвизового режима не означает, что КР станет закрытой для туристов страной. Депутат предлагает решать проблему введением электронных виз, которые, как он считает, позволят исключить человеческий фактор в вопросе выдачи разрешительного документа гражданам иностранных государств. «Нежелательные лица», как выразился депутата, с введением этой нормы не смогут проникнуть в Кыргызстан и, соответственно, вести подрывную деятельность, направленную на угрозу национальной безопасности.

    Как это было

    Экс-парламентарий Токон Мамытов рассказал KNews, что был депутатом, когда принимали закон о безвизовом режиме. Он опроверг слова Баатырбекова о том, что некоторые министры не поддерживали инициативу правительства о введении безвизового режима. «Парламент тогда был тоже разделен, и рассмотрение вопроса затянулось. Мы сомневались, стоит ли вводить безвизовый режим, с учетом угрозы терроризма. Но правительство приводило свои доводы, заявляя, что кабинет министров несет всю полноту ответственности в случае, если введение безвизового режима повлечет какие-то негативные последствия. Приводился довод, что страну не приходят инвесторы, препятствием является визовый режим. И самое главное, в кабмине говорили, что эти страны также готовы отменить визовый режим для Кыргызстана. Эти три аргумента были для парламента очень весомыми, потому мы и поддержали законопроект. Как показывает практика, ни одно из обещаний правительства не исполнены», — отметил Токон Мамытов.

    Он считает, что правительству и парламенту стоит вернуться к вопросу о безвизовом режиме «с учетом складывающейся международной военно-политической обстановки, возрастающих угроз международного терроризма и увеличения миграционных процессов, которые приняли крупномасштабный характер». Мамытов добавил, что обострение ситуации в мире может повлиять на внутриполитическую обстановку в КР. «Возможно, нужно инициировать ужесточение визового режима с отдельными арабскими государствами, африканскими странами, где обстановка очень тяжелая, а также с Ираком, Афганистаном, необходимо быть немного осторожнее. Но для европейских государств, некоторых стран юго-восточной Азии и СНГ можно оставить безвизовый режим», — считает Токон Мамытов.

    Дружное одобрямс

    Изучив список 45 стран, упомянутых в законе, можно убедиться, что касается он, в основном, граждан Европы. К государствам арабского мира относятся только Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, которые трудно назвать странами со сложной военно-политической обстановкой. Однако в МИД считают, что отдельные граждане этих государств имеют отношение к терроризму и могут нести угрозу Кыргызстану, пользуясь правилами свободного въезда. Сразу после терактов в Париже, говорят во внешнеполитическом ведомстве, совместно с коллегами из других министерств стали изучать вопрос отмены безвизового режима. «Возникла необходимость в оперативном порядке принять комплекс мер по обеспечению национальной безопасности Кыргызстана, в том числе возможный пересмотр существующего безвизового режима. Мы запросили статистику пограничной и налоговой служб, чтобы узнать, как работает закон», — сообщил директор консульской службы МИД КР Арсланбек Уметалиев.

    По статистике, в 2010 году Кыргызстан посетили 5 тыс. 149 человек из тех самых 45 стран, в 2011 году – 7 тыс. 848 человек, в 2012 году — 13 тыс. 73, в 2013 году – 9 тыс. 431, в 2014 году – 10 тыс. 258, за 10 месяцев 2015 года – 10 тыс. 917. Данные Государственной налоговой службы относительно поступающих отчислений из туристической отрасли показывают, что в 2009 году в госказну перечислено 74,5 млн сомов, в 2010 году – почти 92 млн сомов, в 2011 году – 196 млн сомов, в 2012 году – 96 млн сомов, в 2013 году – 98 млн сомов, в 2014 году – 97 млн сомов, за 10 месяцев 2015 года — 88 млн сомов. В МИД подчеркнули, что всплеска посещения туристов не произошло, а налоговые отчисления остаются практически на том же уровне.

    Откуда ветер дует?

    В МИД сетуют, что при принятии закона надеялись на ответные меры со стороны 45 государств, и отмену или хотя бы послабления визовых требований к гражданам КР. Однако этого не произошло, а страна лишилась действенного рычага по вопросам, касающимся подписания соглашения о взаимных безвизовых поездках. «Мы рассматриваем этот вопрос через призму национальной безопасности. Не секрет, что большое количество выходцев, в том числе из этих 45 государств, принимают участие в боевых действиях в Сирии и Ираке. Соответственно есть опасения, что их граждане могут приехать в Кыргызстан, воспользовавшись безвизовым режимом. Мы уже подготовили наши предложения правительству, чтобы создать рабочую группу и комплексно подойти к изучению внесений изменений в закон, либо полностью его отменить. Этот вопрос будет рассматривать уже рабочая группа, в которую будут включены представители компетентных органов, в том числе силового блока. Поскольку безвизовый режим вводился посредством закона, то его изменение или отмена – достаточно долгая процедура, которая займет 5-6 месяцев, как минимум. Документ нужно еще согласовать в правительстве, потом в парламенте. Речь не идет о том, что закон будет моментально отменен», — добавили во внешнеполитическом ведомстве.

    Однако, очевидно, в ведомстве лукавят. Не исключено, что МИД вынужден идти на такие меры под воздействием спецслужб КР. Первым об отмене безвизового режима заговорил недавно назначенный председатель ГКНБ Абдиль Сегизбаев – креатура президента страны Алмазбека Атамбаева. Выступая 27 ноября на координационном совещании правоохранительных, фискальных и других государственных органов по вопросам противодействия коррупции, глава спецслужб выразил обеспокоенность, что «террористы могут проникнуть в Кыргызстан, пользуясь безвизовым режимом». «Сейчас действует безвизовый режим для 45 стран. Я не могу не сказать об этом с учетом текущих угроз. Особую озабоченность вызывает усиление международных террористических и экстремистских организации, которые пытаются усиливать свои позиции в нашей стране. В составе террористической организации ИГИЛ воюют граждане западно-европейских стран, которые имеют возможность посетить Кыргызстан, пользуясь безвизовым режимом. Только за 2014-2015 годы в поле зрения ГКНБ попало более 200 иностранцев, которые подозреваются в причастности к боевым конфликтам в Сирии и Ираке», — отметил Сегизбаев.

    Эксперты сходятся во мнении, что спецслужбы таким образом облегчают себе работу. Вместо выявления и пресечения деятельности адептов террористических организаций, поднятия уровня профессионализма и потенциала спецслужб, власти КР выбирают путь запрета? Или это попытка угодить партнерам по ЕАЭС, у которых в последнее время не складываются отношения с Западом?

    Безопасная опасность

    Измерить выгоды в денежном эквиваленте с введением безвизового режима невозможно. Как и посчитать, сколько из въезжающих в страну граждан этих 45 стран – туристы. Но бесспорным остается факт, что в 2012 году введение этого закона в действие преподносилось, как некий прорыв. «Представители посольств КР за рубежом, руководство МИД, дипломаты и предприниматели из сферы услуг, выступая на публике на разных площадках, озвучивали плюсы этого закона. Положительные стороны чувствовали все, и свидетельствовали, что количество гостей из-за рубежа увеличилось», — подтверждает и президент компании Kyrgyz Concept Эмиль Уметалиев.

    Он заявил K-News, что, в первую очередь, Кыргызстан должен быть заинтересован в сохранении безвизового режима с этими 45 странами. «Отношения с нами им менее выгодны, чем нам отношения с ними. Существует открытый список стран, граждане которых считаются самыми приглашаемыми в мире, для них введены безвизовые режимы в 147 странах. Это Великобритания и США. Все демократические страны открыли для них свои двери, потому что это выгодно для торговли и туризма. Мы же хотим ввести для них ограничения», — отметил Эмиль Уметалиев.  

    Сегодня представители туристической отрасли Кыргызстана единственные, кто открыто выступает против инициативы ЖК и правительства. В Кыргызской ассоциации туроператоров уже заявили, что отмена безвизового режима – это откат в прошлое. В КАТО считают, что отмена закона, как мера национальной безопасности, не целесообразна. «Либерализация визового режима Кыргызстаном стала примером для соседних республик, недавно Казахстан ввел безвизовый режим для ряда стран. Отмена безвизового режима может перечеркнуть все положительные шаги, ведущие к развитию туристической отрасли, и  отбросить ее на десятки шагов назад», — считают в КАТО и выразили надежду, что органы национальной безопасности смогут обеспечить безопасность кыргызстанцев, не отменяя закона о безвизовом режиме.

    Он считает, что вводя ограничения для граждан из развитых стран, власти КР не обеспечат безопасность, а рискуют напротив радикализировать кыргызстанцев, что уже сегодня отмечается в южных регионах страны. «Мы сами являемся страной, граждане которой едут в конфликтные зоны. А те страны, с которыми в 2012 году введен безвизовый режим, богаче нас, не являются источником, а сами пострадали от экстремизма. Если уж брать статистику, то поставщиком людей в конфликтные зоны является Россия, особенно, Кавказ, и наши ближайшие соседи, с которыми у нас всегда был безвизовый режим», — заявил Эмиль Уметалиев.

    По данным спецслужб, сегодня в Сирии воюют около 500 кыргызстанцев, в основном, это выходцы Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей. Уроженцы этих же областей чаще всего попадают в сводки милиции и ГКНБ, у них находят экстремистскую литературу и выявляется их причастность к международным террористическим организациям. А совсем недавно в Бишкеке в людном месте напали с ножом на теолога Кадыра Маликова. В спецслужбах уже выяснили, что злоумышленники – сторонники международной террористической организации «Исламское государство» и тоже уроженцы юга КР. Может быть, ГКНБ пора заняться обеспечением безопасности внутри государства и выявлением экстремистов среди своих граждан, нежели искать врагов извне?   

    Поделитесь новостью