В начале этой недели СМИ распространили информацию о распоряжении премьер-министра Темира Сариева о повышении аэропортового сбора. Глава кабмина распорядился, чтобы Фонд по управлению государственным имуществом обсудил с руководством ОАО «Международный аэропорт «Манас» вопрос об установлении с 1 января 2016 года сбора в $15 с каждого пассажира, вылетающего международным рейсом.
В ОАО «МАМ» пояснили, что собранные средства планируется направить на развитие международных и региональных аэропортов и погашение долга перед Министерством финансов. Распоряжение главы правительства вызвало недовольство, как со стороны гражданского общества, так и депутатов.
Как оказалось, аэропортовый сбор в размере $10 с каждого улетающего пассажира по международным рейсам введен в 2001 году на основании указа президента КР. Дополнительные средства с авиапассажиров взимались, чтобы погасить кредит Японского банка международного сотрудничества, взятый еще в 1996 году. Займыи получены на реконструкцию аэропорта «Манас» в размере 4 млрд 670 млн 659 тыс. 900 японских йен и покупку оборудования для аэродрома — системы инструментальной посадки ИЛС со всеми коммуникациями в размере 665 млн 407 тыс. 600 японских йен. Выплатить долг нужно до 2026 года.
В аэропорту сообщили, что с 2006 года по сентябрь 2015 года от аэропортового сбора получено 2 млрд 537 млн 112 тыс. сомов в двух аэропортах КР — «Манас» и «Ош» и эти деньги направлены на погашение долга. Сколько собрано с 2001 года по 2005 год и куда направлены собранные средства, в аэропорту умолчали.
В кабинете министров поспешили заверить, что предлагаемая мера нужна для дальнейшего развития аэровокзала, в частности, взлетных полос. Однако доводы чиновников убедили не всех.
Депутат фракции СДПК Иса Омуркулов отметил, что политика повышения «поборов» не всегда оправдывает цели. «В целом, аэропорт «Манас» — рентабельная организация, которая может приносить прибыль. Безусловно, нужно работать над увеличением доходной части, но не думаю, что нужно идти по такому легкому пути, как увеличение сборов с пассажиров. Это не выход, а лишь дополнительная нагрузка для граждан. От этого не увеличится количество пассажиров, в том числе туристов. Мы все это объяснили правительству, которое должно дать официальный ответ. Конечно, деньги нужны всем, но каждый раз повышать оплату для налогоплательщиков неправильно», — отметил нардеп.
Его коллега из фракции «Бир Бол» Исхак Пирматов считает, что повышение сборов нужно начать с иностранных пассажиров, а для кыргызстанцев можно ввести в качестве второго этапа, предварительно позаботившись об улучшении условий жизни граждан. «Вся беда в том, что правительство в очередной раз проигрывает в информационной подаче, так же, как и Жогорку Кенеш. На этот раз кабинет министров вновь оплошал. Перед тем, как принимать такое решение, необходимо провести разъяснительную работу. Олег Панкратов пытался объяснить, что это мировая практика. Да, это так. Но как можно ставить в один ряд уровень жизни кыргызских пассажиров и уровень жизни тех же европейцев? Я знаю, что в Швеции 40 евро платят, но ведь у нас не такой уровень жизни, как в той стране», — подчеркнул депутат.
Парламентарий отмечает, что повышение сборов — необходимая мера. «Но ее нужно вносить поэтапно. В первую очередь, это должно касаться зарубежных пассажиров. Если хотим, чтобы наши аэропорты развивались, мы должны пойти на такой шаг. Доходы у аэропорта «Манас» есть, они неплохие, но, к сожалению, наше правительство забирает 25% от прибыли в виде дивидендов. Если бы оно этого не делало, то на развитие аэропортов были бы деньги, и повышение сборов не понадобилось. Правительству логичнее оставить эти деньги для развития внутренних аэропортов, а не забирать для латания дыр в своем бюджете», — отметил Исхак Пирматов.
Бывший вице-президент по инвестиционному развитию и международному сотрудничеству аэропорта «Манас» Даир Токобаев заявил, что главной статьей доходов всех аэропортов мира считаются сборы с пассажиров и авиакомпаний, и зачастую, граждане даже не чувствуют на себе бремя этих сборов. «Это ложится не столько на плечи пассажиров, сколько на авиакомпании. Добросовестные — сами покрывают эти расходы, а те авиакомпании, что хитрят, хотят больше заработать, оставляют это бременем для пассажиров. Раньше взлетную полосу в «Манасе» помогали ремонтировать американцы. Чтобы ремонтировать ее, содержать в нужном виде необходимо порядка $20 млн в год. Такие средства аэропорт просто не генерирует, у него нет другой прибыли, кроме сборов с пассажиров и авиакомпаний. В нашей стране к этому пока не привыкли, но это адекватная норма, применяемая во всем мире, в развитых аэропортах они могут составлять до $75. Для международных рейсов такое повышение не существенно, потому что там стоимость билетов идет, как правило, от $200. Деньги должны идти на развитие. На какое? Это уже аэропорт должен открыто разъяснить. Нужно объяснять, куда будут расходоваться средства, иначе у людей складывается впечатление, что деньги уходят кому-то в карман», — отметил Токобаев.
Однако не все считают, что развития можно добиться только за счет повышения сборов. Президент компании Kyrgyz Concept Эмиль Уметалиев видит другой путь развития – реализация политики открытого неба. «Аэропорт стал терять свои привычные доходы, и это началось еще со времен, когда власти настояли на выводе ЦТП, откуда поступали десятки миллионов долларов. Доходы потерял и аэропорт, и правительство. При этом мы ничем их не восполнили», — сказал бизнесмен со стажем.
Он также напомнил, что вступление в Таможенный союз дало тяжелый эффект для торговли и экономики, в целом. «У нас есть очень серьезные выпадения сейчас. Вот эти обстоятельства, в первую очередь, толкают аэропорт на поиски новых источников доходов, но, к сожалению, они принимают не самые умные решения. А такие есть. Это политика открытого неба, когда на коммерческой основе прилетали бы самолеты, привозили пассажиров и товары, а после улетали в третьи страны. Таким образом, аэропорт имел бы большие доходы, не обременяя пассажиров. Руководство аэропорта всегда выступало за, но имеется бюрократическое сопротивление некоторых ведомств и политиков. Их преодолеть не смогли, однако пролоббировать повышение сборов им удалось», — отметил Уметалиев.
Стоит помнить, что тяжелая ситуация в экономике может натолкнуть кабинет министров и на другие решения по повышению тех или иных выплат, ведь пополнять бюджет нужно, а источником его пополнения, к сожалению, власти видят пока только карманы граждан. Свои же аппетиты высокопоставленные чиновники пока умерить не готовы.