Онкобольные Кыргызстана вынуждены ездить в Алматы за лечением

Автор -
819

    В Национальном онкологическом центре вышел из строя жизненно-важный аппарат для лучевого лечения рака шейки матки. Об этом сообщила руководитель движения «Мы за Кыргызстан без рака» Гульмира Абдразакова в ходе пресс-тура в рамках информационной кампании ОФ Эргене «Право на здоровье – без коррупции».

    «Этот аппарат жизненно необходим для женщин, которым поставлен диагноз «рак шейки матки». Аппарат внутриполостной лучевой терапии вышел из строя еще в апреле 2013 года. Это был единственный аппарат во всем Кыргызстане. По идее, их должно быть два – в Бишкеке и в Оше. Новый усовершенствованный аналог российского производства стоит 35 млн сомов. И последние 3 года мы пишем письма во все инстанции, в том числе в правительство и Жогорку Кенеш. В прошлом году прошли парламентские слушания о внесении данной статьи расходов в бюджет 2016 года. Однако вопрос с финансированием так и остался нерешенным. Летом были каникулы, в сентябре депутаты также, не вышли на работу, а потом этот вопрос и вовсе затерялся среди предвыборной суеты», — сказала Гульмира Абдразакова.

    Руководитель движения отметила, что и сама в прошлом победила рак именно благодаря аппарату лучевой терапии. «Побороть страшную болезнь я смогла благодаря радиологам НЦО и этому аппарату. И я не одна такая: в Кыргызстане ежегодно диагностируется 600 новых случаев рака шейки матки. Врачи центра вынуждены направлять больных в Алматы, где один сеанс лучевой терапии обходится пациентам в $100. При этом не учитываются транспортные расходы, и больным физически тяжело преодолевать такое расстояние. Нередки случаи, когда алматинские врачи халатно относятся к приезжим и больные умирают от полученных ожогов, а не от онкологии. В марте будут рассмотрены поправки в бюджет 2016 года и мы надеемся, что депутаты с пониманием отнесутся к той непростой ситуации, которая сложилась в НЦО»,- заключила Гульмира Абдразакова.

    «Свой диагноз я услышала полтора месяца назад. Мне сообщили, что я должна обратиться к специалистам из Казахстана. Сейчас я воспитываю 6-х детей и не представляю, где найти средства для лечения», — поделилась своей проблемой жительница Ноокатского района Ошской области Мукарам Хамбаева.

    Как отметил заведующий отделением лучевой терапии Национального онкологического центра Рахат Аралбаев, данная проблема является не единственной и уже несколько лет специалисты учреждения вынуждены использовать дистанционный гамматерапевтический аппарат, радиоактивный источник которого исчерпал срок эксплуатации.

    «В данный аппарат заложен радиоактивный источник Кобольт-60, с помощью которого производиться ионизирующее облучение онкологических заболеваний различной локализации. Кобольт-60 имеет время распада 5,5 лет. В последний раз мы его заряжали в 2001 году, то есть он работает третий срок подряд, но в связи с финансовыми затруднениями мы не можем его зарядить, и вынуждены использовать его на низкой мощности. Если раньше один сеанс занимал 3-5 минут, то теперь продолжительность сеанса возросла до 20 минут. В день мы можем облучить только 20 пациентов вместо 80, то есть пропускная способность, и эффективность лечения резко снизились. Мы отправляли запрос заводу-изготовителю АО «Изотоп» они отметили, что замена радиоактивного источника будет стоить $70-80 тыс., а новая, усовершенствованная модель стоит $300 тыс.», — отметил Рахат Аралбаев, добавив, что попытки привлечения помощи государства остаются тщетными.

    Как отметил заместитель директора по науке НЦО Бакыт Шаимбетов, по причине отсутствия реактивов простаивает 5 лет современная лаборатория иммуногистохимического исследования, оборудованная в 2010 году на средства Швейцарского гранта. «Данная лаборатория является многофункциональной и позволяет выявлять все виды новообразований. Мы подсчитали, что для закупки только одного комплекта реактива для исследования рака молочной железы необходимо 4-5 млн сомов, а такие реактивы необходимы для всех видов опухолей», — сказал Бакыт Шаимбетов.

    Руководитель Общественного фонда «Эргене» Таалайгуль Сабырбекова рассказала, как появилась лаборатория и почему она перестала функционировать. «Я сама врач, и однажды, услышав, что Кыргызстан занимает лидирующие позиции по заболеваемости рака молочной железы, что женщины обращаются на последней стадии и им удаляют грудь без сопроводительного лечения и психологической помощи, я выяснила, что одной из ключевых факторов успешного лечения является точная диагностика. Что иммуногистохимия представляющая собой метод микроскопического исследования тканей, позволяет определить природу рака и во многом определяет успешность лечения. Мы написали проект и выиграли Швейцарский  грант. Они оборудовали лабораторию на общую сумму $125 тыс. и закупили на первое время реактивы, однако вскоре они закончились и работа встала. Стоимость одной баночки реактива, рассчитанную примерно на 50 человек составляет примерно $600-800. Пациенты сами готовы платить, однако законодательство, гарантирующее бесплатное лечение, но не обеспечивающее его самостоятельно, запрещает это делать. А сейчас они вынуждены ездить в Алматы и делать лабораторный анализ по $300», — заключила Таалайгуль Сабырбекова.

    Поделиться