Правительству приходится начинать год с бюджетного секвестра. Министерства и ведомства до 15 января должны определить, какие расходы они сократят на 10%, и представить эту информацию в Минфин. Если они этого не сделают, то Минфин сократит бюджетные лимиты на 10% принудительно, сообщил «Ведомостям» высокопоставленный чиновник, и подтвердил еще один федеральный чиновник. Затем начнется подготовка поправок в закон о бюджете, потому что уменьшить бюджетные ассигнования можно только законом. «Сокращение не коснется публично-нормативных расходов, зарплат, денежного довольствия», — отмечает чиновник. Представитель Минфина отказался от комментариев.
По закону о федеральном бюджете-2016, доходы должны составить 13,7 трлн руб, расходы — 16,1 трлн, дефицит — 3% ВВП. При этом бюджет рассчитан из среднегодовой цены на нефть в $50 за баррель. Во втором полугодии 2015 г. средняя цена барреля российского сорта Urals составила $45,4, в декабре — $35,8/барр. и продолжает снижаться: к вечеру 11 января, по данным Thomson Reuters, цена Urals пробила уровень $30, опустившись до $29,2. За январь-февраль бюджет недополучит порядка 300 млрд руб. нефтедоходов, говорит федеральный чиновник.
Если цена нефти задержится ниже $30 ненадолго, то, хотя дефицит окажется больше, резать расходы нет смысла, рассуждает федеральный чиновник: «Поэтому надо смотреть на перспективу». От ответа об ожидаемых перспективах цены нефти он уклонился. Последние расчеты были сделаны в конце декабря 2015 г. исходя из среднегодовых $40/барр., говорит чиновник финансово-экономического блока правительства.
В декабре 2015 г. Минфин предупреждал правительство о существенных рисках из-за низких цен на нефть. По его оценкам, при среднегодовой нефти по $40 бюджет недоберет 1,6 трлн руб., дефицит составит 5,2% ВВП. Позже министр финансов Антон Силуанов призвал готовиться к ценам ниже $30; свой шоковый сценарий, предполагающий цену барреля в $35, опубликовал и ЦБ.
По декабрьским расчетам Минфина, не подлежит сокращению 70% расходов-2016 (11,3 трлн руб.), но если из них вычесть закрытую часть, то под сокращение попадает уже почти половина бюджета (7,1 трлн руб). Сокращение лимитов планируется с учетом закрытой части, говорит федеральный чиновник. По оценкам другого чиновника, 10%-ное сокращение сэкономит порядка 700 млрд руб. И если эти средства не будут частично перенаправлены на другие расходы, а антикризисный бюджетный резерв в 150 млрд руб. не будет потрачен, то в целом экономия порядка 1 трлн руб. позволит удержать дефицит бюджета не сильно выше 3% ВВП, рассуждает собеседник «Ведомостей». Резервы бюджета — 150 млрд руб. за счет остатков средств 2015 г. и еще 342 млрд руб. за счет замороженных накопительных пенсионных взносов. Средства предназначены для антикризисной поддержки отраслей экономики, социальной поддержки и расходуются по решению президента и правительства.
Новое сокращение будет проводиться от и так низкой базы расходов 2016 г. — они, без учета зарезервированных в бюджете средств на антикризисные меры, в сравнении с уровнем 2015 г. не выросли, отмечает чиновник финансово-экономического блока правительства.
По подсчетам аналитиков Citi Group, расходы бюджета в реальном выражении снижаются с 2013 года. Ситуация пока еще не критическая, но если цены на нефть останутся на таких низких уровнях до 2017 г., то правительству придется прибегнуть к дальнейшему сокращению расходов, проведению налоговой и пенсионной реформ, наращиванию госдолга, считают Иван Чакаров и Екатерина Власова из Сiti. По их оценке, при цене на нефть в $30, дефицит бюджета составит 4,4% ВВП, а экономика сократится еще на 1,5% после ожидаемого по итогам 2015 г. снижения на 3,7%.
При сохранении низких цен на нефть придется резать расходы и в 2017 г., а также искать дополнительные источники, предупреждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Помимо сокращения расходов, Минфин предлагал нарастить доходы от приватизации до 1 трлн руб. В реалистичности приватизации Гурвич сомневается: «Если план [приватизации] был провален при рекордно высоких ценах на нефть, при низких риски еще больше».
Сокращение на 10% уже «на пределе существующей системы», считает Владимир Назаров из НИФИ. Дальнейшнее обрезание расходов без проведения институциональных реформ, которых нет, ни к чему не приведет: это все равно что человеку, страдающему ожирением, отрезать ногу вместо того чтобы посадить на диету, сравнивает Назаров. «Жить будет, но плохо», — заключает он.