Указом президента КР Алмазбека Атамбаева 2016-й объявлен Годом истории и культуры. Такое решение принято для «сохранения и дальнейшего развития богатейшего исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и эффективного использования этого потенциала в формировании и реализации собственной национальной модели развития страны, создания новых морально-нравственных ориентиров, объединения граждан в стремлении к достижению общей цели построения сильного процветающего государства». В этом году исполняется 25-лет государственной независимости КР. Кыргызстанцы и весь тюркский мир празднуют 1000-летие великого мыслителя Жусупа Баласагына. Отмечается 220-летие Тайлак батыра, героя, боровшегося за независимость нашей Родины. Особое значение придается мероприятиям в честь 100-летия национально-освободительного восстания 1916 года. Исполняется также 90 лет со дня образования Киргизской АССР и 80 лет Киргизской ССР. «Эти события и личности сыграли огромную роль в становлении кыргызской государственности и занимают особое место в историческом и культурном наследии народа Кыргызстана», — сообщила ранее пресс-служба главы государства.
С чем связан рост национального самосознания кыргызстанцев и гражданского патриотизма в последние годы? Почему мы проигрываем в борьбе за свое историческое и культурное наследие другим народам?
Политолог, кандидат исторических наук, директор института этнологии Международного университета Кыргызстана Табылды Акеров ответил на эти и другие вопросы. Он также рассказал в интервью K-News, об идее создания собственной модели развития путем сочетания современной демократии с нравственными и культурными традициями нашего народа:
— Не секрет, что правильный идеологический ориентир всегда помогает стране и обществу быстро перестраиваться, найти свой путь развития. Государство стремительно идет по пути реформ, которые опираются на историю и культуру народа. Однако модель развития должна соответствовать времени и уровню становления переходного общества. В мире существует достаточно много разных моделей развития, с помощью которых страны смогли безболезненно пережить свой переходный период. В Китае, например, практикуется принцип «одно государство – две системы», который направлен на объединение китайских государств, где существуют разные политические системы. В Северной Корее придерживаются идеологии «чучхе», что подразумевает опору только на собственные силы. Эта страна хотела немного дистанцироваться или отличаться от социализма в СССР и Китае. Мы также знаем, что Стране восходящего солнца помогла встать на ноги идеология «японский дух, западное образование»…
— Какая из перечисленных идеологий подошла бы Кыргызстану?
— В КР с приобретением независимости провозгласили идею «Кыргызстан – наш общий дом». Однако эта идеология потерпела крах, как только пал режим Аскара Акаева. Экс-президент Курманбек Бакиев тоже попытался что-то «смастерить», но у него практически ничего не получилось. Слишком увлекся использованием служебного положения ради блага своего клана и членов семьи. После 7 апреля 2010 года в Кыргызстане вновь большое внимание уделяется истории и культуре народа. 2013-й был объявлен годом празднования 1170-летия Кыргызской государственности. В 2015-м издан указ президента КР о праздновании 1000-летия Жусупа Баласагына. В 2016 году мы празднуем 25-летие суверенитета Кыргызстана, 220-летие Тайлак баатыра, а также отмечается 100-летие народно-освободительного восстания 1916 года. Несомненно, подобные мероприятия могут принести свои плоды. Они поспособствуют возрождению национального самосознания, поднимут боевой дух народа, изменят и обогатят мировоззрение, помогут самоидентифицироваться.
Тем не менее, все это не может заменить национальную идеологию, которая затрагивает все слои общества, каждого гражданина и социума или индивида, живущего в государстве. По моему мнению, кыргызскому обществу в переходный период надо бы иметь собственную идеологию развития, которая могла бы помочь сформировать и выработать новые общие морально-нравственные ценности народа суверенного Кыргызстана.
— Считаете ли вы что, ошибки первых двадцати лет независимости происходили еще и из-за отсутствия духовного возрождения и низкой культуры?
— Нет. Двадцать лет назад, наше общество было более грамотным, чем сейчас. В то время кыргызы как раз и достигли пика в возрождении национального самосознания. С приобретением национальной государственности кыргызы больше стали интересоваться историей, культурой своего народа. Перед нами открылась широкая возможность изучать прошлое. В поисках своих корней и следов народа кыргызы побывали во всех регионах, где раньше жили их предки: на Енисее, в Якутии, Монголии, Китае, Тибете и других странах. Народ хочет знать все о своем прошлом, происходит процесс самоидентификации этноса. Но государство не может дать конкретные ответы на заданную тему или выработать четкую национальную идеологию, которая может повести народ вперед, ориентировать и стимулировать к подвигам.
— Есть ли среди политиков КР человек, способный сплотить народ?
— В Кыргызстане быть в политике очень сложно. Государство не смогло сохранить костяк политиков, которые были востребованы временем и уважаемы в обществе. И сегодня высокообразованным и компетентным гражданам, трудно конкурировать с малограмотными бизнесменами с толстыми кошельками, которые приходят в политику ради собственной выгоды и для защиты личных интересов. Но это еще ничего. Сегодня в политику уже пробивается та молодежь, что получила образование в последние 25 лет – поколение, которое прогуливало занятия, «разводили» за деньги экзамены (в том числе и государственные), покупали дипломы… Думаю, что все эти негативы отразились на жизни народа. И поэтому у нас в политике доминируют нечистоплотность, нечестность, недобропорядочность. У нас больше смотрят на клановую принадлежность человека. В преддверие президентских выборов можно заметить три-четыре крупных группировки, имеющие кланово-региональный характер, которые будут вести жесткую борьбу за власть. Клановый подход в борьбе за власть, чреваты последствиями. Алмазбек Атамбаев выразил беспокойство по этому поводу в своем недавнем декабрьском отчетном интервью.
— С чем связан рост национального самосознания кыргызстанцев и гражданского патриотизма в последние годы? И каково качество этого патриотизма?
— Прежде всего, это связано с приобретением государственного суверенитета Кыргызстана, что обусловило возрождение национального самосознания народа. Идет процесс национальной самоидентификации. Постоянно создаются общественные организации, политические партии, которые основываются на те ценности, которые имелись у нас в прошлом. И, соответственно, призывают вернуться к средневековым нормам и порядкам. Всем этим должна заниматься политическая элита, которая обязана обеспечить безболезненный переход общества от одного состояния в другой, качественно новый.
— О чем свидетельствует появление ряда организаций патриотического толка, которые своей деятельностью пытаются заменить функции государственных институтов?
— Одна из главных причин подобного явления – власть и государство не могут должным образом отвечать новым вызовам времени, сформулировать национальную идеологию. И это при низком уровне развития экономики и отсутствии единой команды, способной вывести страну из кризиса, безграмотности и некомпетентности лидеров. Большинство приходит в политику для удовлетворения собственных интересов путем услужения власть имущим. У нас сегодня существуют целые политические партии, которых в обществе просто называют клонами властвующей партии. Подобные политобъединения не могут ничего дать обществу, кроме как навредить его свободному развитию по демократическому пути. И, конечно, молодежь, осознавая безнадежность ситуации, пытается сама заниматься политикой, создавая общественные организации. Молодые политики пытаются хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, хотят, чтобы их услышали. Но, к сожалению, эта часть общества больше ориентируется, основывается и руководствуется традиционными морально-нравственными ценностями, национальными традициями, обычаями кыргызского общества.
— Не кажется ли вам, что мы проигрываем в борьбе за свое историческое и культурное наследие с другими народами, например с Казахстаном? Почему в интернет-пространстве национальные блюда, жилище, традиции и обряды приписываются другим народностям?
— Кыргызская власть сегодня находиться определенной самоизоляции, во внешней политике большое предпочтение отдает одной стране – России, и ревностно защищает свои внешнеполитические ориентиры. Всех политиков, придерживавшихся многовекторной политики, называют чуть ли не агентами иностранных государств – США и Запада.
Еще одна причина — некомпетентность кадров, которые не могут выстроить выверенную внешнюю политику. Но, несмотря на это, мы имеем положительные примеры подвигов отдельных граждан, которые, действительно, стали примером для подражания.
— Что сейчас является морально-нравственным ориентиром для молодежи Кыргызстана?
-Сегодняшняя молодежь не стремиться к получению образования, но она желает иметь диплом и быстро разбогатеть. Цель молодых людей сейчас – создать себе соответствующие условия жизни, иметь свой бизнес, дом, машину. И они понимают, что государство не в силах решать их проблемы. Политики заняты постоянным переделом собственности, и особо не заботятся о государстве и народе. Молодежью движут жажда денег и идея быстрого обогащения.
— Существует ли разница между мировоззрением городского и сельского населений и с чем связана взаимная неприязнь?
— Да, и это присуще всем обществам. Даже в Москве городская молодежь игнорирует приезжую с регионов. Москвички не особо дружат с молодыми парнями с окраин бывшего СССР. Тут конечно сказывается отсталость сельской молодежи в интеллектуальном плане. Не советовал бы особо зацикливаться на этом, как это делают некоторые министры, показывая свою некомпетентность. Явление это имеет ситуационный характер. Общество может пережить его со временем, когда будут обеспечены все условия для нормального существования и в регионах.
— Какие меры должно предпринять государство для развития истории и культуры?
— Высшему руководству страны необходима политическая воля в решении общенациональных проблем и задач. Стране не нужны кадры, которые перебегают из одной команды в другую для сохранения своих привилегий, влияния и интересов. Их время прошло. Кыргызстан ждет нового прилива сил, свежих кадров, которые работают не ради своего благополучия и привилегии, а за будущее страны и народа. Для нас важно то, что создается и строиться, что унаследуем мы от нынешнего поколения политиков. Пока же созданы условия для развития многопартийной системы, но, политические партии не имеют свободной конкуренции и полной свободы. Мы имеем доминат одной политической партии и различных ее клонов. У нас строится политическая система, в некотором роде напоминающая китайскую модель, где в политике доминирующую роль отведена одной — коммунистической партии. При подобном раскладе не стоить говорить о том, что мы строим демократическое общество. Нет. В Кыргызстане строится новый политический режим, обеспечивающий господство партии власти. А это не гарантирует гражданам, защиту их конституционных прав и интересов. Мы опять движемся не в том направлении, в каком хотелось бы. И мы еще долго будем оставаться в этой кризисной политической ситуации. Так как это не выход из положения.