Руслан Акматбек: «Этика праздности» заменила кыргызам трудовую дисциплину

Автор -
442

    Одна из причин безработицы в КР так называемая этика праздности, считает исполнительный директор бизнес-ассоциации «ЖИА» Руслан Акматбек.

    В интервью K-News он рассказал, что среди прочих причин высокого уровня безработицы, наряду с низким уровнем образования, отсутствием понятия о профориентации и программ стажировок в вузах, особо стоит выделить проблему особого отношение кыргызстанцев к труду.

    «Раньше у меня была крупная клининговая компания Поскольку была неквалифицированная, мы нанимали сотрудников без высшего образования, студентов или выпускников, которые столкнулись с проблемой трудоустройства. И я заметил, что практически все наши сотрудники очень необязательные. Они могли беспричинно не прийти на работу или просто так исчезнуть на несколько дней, а иногда и вовсе уволиться через неделю. И когда звонишь, чтобы узнать причины прогула, они придумывают кучу отговорок, что, мол, срочно пришлось уехать в село, что нездоровится то бабушке, то дедушке. А самый универсальный ответ «ушундай болуп калды», то есть «так вышло», это когда сотрудник не считает нужным придумать уважительную причину прогула», – говорит Руслан Акматбек.

    По его словам, безответственные установки на труд отмечаются даже в том случае, когда работник находится в крайне тяжелых жизненных условиях. «Соискатели на должность сотрудника клининговой компании всем своим видом показывали, как они нуждаются в этой работе. Деньги мы выплачивали немалые, предлагая самый высокий заработок в этой отрасли. Однако это никак не влияло на повышение трудоспособности работников», – отмечает предприниматель.

    Он подчеркивает, что кыргызстанцам нужно менять отношение к работе, к труду. С детства прививать привычку к накоплению средств и стремление к карьерному росту.

    Как отмечает исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Виктория Тяжельникова, безответственное отношение к работе характерна для всех постсоветских стран, испытывающих трудности при переходе к современному типу трудовой этики.

    «Центральным вопросом отношения граждан к труду является вопрос «для чего я работаю?». Принято рассматривать два идеальных типа трудовой этики – традиционный и современный. Все заработанное, согласно этическим представлениям традиционного типа, следует тратить и не стремиться к накоплению. Такой труд «доставляет насущный и одежду, но не имеет цели доставить богатство» и именно он составляет суть «этики праздности» доиндустриального общества», – подчеркивает ученый.

    «Современный же тип трудовой этики, который также называют буржуазным или максималистским, ориентирован на достижение высших результатов в труде, максимально возможных заработков», – заключила Тяжельникова, отмечая, что постсоветские страны испытывают некоторые трудности перехода на современный тип трудовых отношений.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться