Бишкек давно находится в плотном кольце новостроек. На пахотных землях и полях, как грибы после дождя, растут мазанки и домики. Застройщики добрались уже и до мусорных свалок и кладбищ.
Земельный участок в северной части Бишкека, по распоряжению мэрии, отвели под мусульманское кладбище. Но городские службы стали свозить сюда мусор и устроили рядом скотомогильник. Кроме того, не по дням, а по часам тут разрастается жилой городок. И никого из самозахватчиков не смущает пейзаж за окном – свалка, кладбище и скотомогильник. Сегодня сотрудники Госэкотехинспекции в очередной раз посетили незаконную новостройку, прихватив с собой журналистов.
По дороге к месту, представители инспекции рассказывают, что уже не первый год воюют со столичным муниципальным предприятием «Тазалык» за главный трофей – право распоряжаться этим земельным участком. Судебные процессы продолжаются третий год, руководство свалки уже штрафовали на 50 тыс. сомов, но прекращать складировать тут мусор они, по всей видимости, не собираются. Вместе с горами мусора растет и стихийная застройка.
С объездной дороги в районе рынка «Дордой» сворачиваем на север. Тут, как пояснил начальник по надзору и контролю за использованием и охраной земель Айнур Кенжебаева, на 84 гектарах земли и раскинулся «грязный» городок. «С 2005 года здесь началась массовая застройка земель с грубейшими нарушениями всех норм. Люди живут в ужасных условиях. Мы постоянно проводим беседы с местными жителями, чтобы больше здесь ничего не строили, но слушать нас никто не хочет», – говорит она.
По словам чиновницы, к добру это все не приведет, ведь жить возле свалки очень опасно для здоровья.
Рядом с горами мусора уже построено более одной тысячи домов. Живут в них семьями, в ужасающих условиях постоянно находятся и дети, и взрослые. В небольших комнатушках и спят, и кушают, причем пропитание некоторые добывают тут же – на свалке, в огромных кучах мусора.
Главный инспектор регионального управления экотехинспекции по Бишкеку Камиль Султамуратов рассказал, что таит в себе такое соседство. «Опасность очевидна, выделяемыми ядовитыми газами дышат люди. Это влияет на дыхательные функции человека, особенно на детей, которые могут повлечь за собой ужасающие последствия», – рассказал он.
Разбираться, кто виноват, уже поздно и смысла нет. Сейчас стоит главный вопрос – что делать?
В Госэкотехинспекции считают, что единственный выход из положения – строить завод по переработке мусора. Но собственными силами сделать это городские власти не смогут. «Нужно привлекать иностранных инвесторов, которые заинтересуется этим проектом. Мы ведем переговоры со столичной мэрией по этому поводу. Вопрос о переселении жителей уже не стоит. Теперь им нужно предоставить все условия для проживания», – заключила Айнур Кенжебаева.