Бизнес – основа экономики любой страны. Но у каждого государства свои правила ведения предпринимательства. Отличаются и сами предприниматели: система, менталитет и окружение формируют качества, присущие отдельно взятому населению.
Кыргызстанке Айдай Асанбековой 21 год, она руководит корпоративным отделом American Corporate Services Inc. Компания находится в Сан-Франциско и предоставляет бизнес-консультации, обслуживая более 7 тыс. клиентов. По меркам Штатов, это – небольшая компания.
В интервью K—News наша соотечественница рассказала, как американцы воспитывают предпринимателей и как вычислить кыргыза среди бизнесменов.
— Прежде всего, очень интересно узнать, как кыргызстанка в 21 год возглавила часть компании в США? Ведь среднестатистический американец был бы рад хоть какой-нибудь работе в этом возрасте…
— Помогли мое желание, труд и стремление. С детства хотела жить в Америке, даже не зная, где эта страна находится. Когда родители учили меня готовить и убираться дома, я всегда говорила: «Не буду делать домашние дела, все равно уеду жить в Америку. И то, чему вы учите, мне никогда не пригодится. Лучше буду учиться и узнавать что-то новое». Всегда участвовала в разных конференциях, знакомилась с образованными людьми, которые мотивировали меня. Мама поняла, что из меня не выйдет «домашней девочки» и начала поддерживать все мои планы и идеи. Но она приложила все ее силы, чтобы я была образованной. Стала работать с 15-ти лет в НПО, иногда помогала бесплатно. Когда мама спрашивала: «Где твоя зарплата?», отвечала: «Главное – опыт». Из-за опыта, который набрала еще в Бишкеке, мне было легче устроиться на работу в Америке.
— Расскажите в двух словах о деятельности компании? В чем заключаются ваши служебные функции?
— Раньше я в этой же компании работала офис-менеджером: ответственности мало, работать легко. Меня сразу же взяли на работу, потому что им нужны были русскоговорящие сотрудники, так как у них много клиентов из СНГ и Европы. По состоянию здоровья мне пришлось уйти с работы и взять перерыв. Через полгода мне предложили «повышение» в компании.
Сейчас возглавляю отдел, который контролирует все корпоративные документы наших зарубежных филиалов. Мы обслуживаем больше 7 тысяч клиентов. На мне ответственность за все компании наших клиентов. Каждый день контактирую с сотрудниками из разных стран, чтобы все документы, все заказы были выполнены вовремя, четко и без ошибок.
У каждой страны разные правила. Например, в США налоговый сезон заканчивается в апреле. Но иногда срок зависит от того, когда компания зарегистрирована, чтобы успели сдать все отчеты. В иных странах, таких как Великобритания или Гонконг, другой дедлайн сдачи отчетов. Поэтому, приходится контролировать коллег, чтобы они соблюдали законы этих стран.
— Бизнес – это то, что сделало Америку Америкой. Мне, рядовому кыргызстанцу, кажется, что бизнес является идеологией американцев. Еще в школе детей обучают азам предпринимательства, устраивая ярмарки, скажем, по продаже лимонада. А мечта каждого американца, говорят, – заработать миллион. У меня правильные представления об идее бизнеса в США?
— Верно. В Штатах людей с детства учат любить то, что они делают. До окончания школы многие уже знают, чем будут заниматься в будущем. У них есть классы по career orientation — профессиональной подготовке. Американцы могут работать всю жизнь даже официантами, если эта работа им приносит удовольствие. Но заработать миллионы хотят все.
Почему американские бизнесмены успешные? Потому что их защищает государство. Оно создает удобства для занятия предпринимательством. Если у людей нет денег, но есть хорошая бизнес-идея, то государство помогает привлечь инвестора из других стран. Через пять лет государство возвращает деньги инвестору без процентов, а инвестор взамен получает право на постоянное жительство в США. Страна имеет хорошие рейтинги. Сейчас очень много предпринимателей из СНГ, особенно из России, которые открывают или переводят свой бизнес сюда.
— США – самая многонациональная страна в мире. Вам, наверное, приходится работать с людьми разных национальностей. Что отличает предпринимателя-американца от предпринимателя-европейца, китайца, араба или индуса?
— Почти все американские предприниматели – честные. Тут царствует закон, и никого не обманешь. Но есть некоторые бизнесмены из СНГ, которые каким-то путем пытаются скрыть свои доходы и обмануть власти. Например, налоговая служба – это одна организация и иногда она не успевает следить за всеми. Но рано или поздно, их система обнаружит кто и что скрывал. У американцев есть хорошее выражение : «В Америке нельзя сбежать только от налоговой службы и от смерти». Они очень ответственные. Но, в основном, все бизнесмены одинаковые. Потому что, они прошли через многое и их компании для них – святое.
— Этот же вопрос, только относительно кыргызов…
— В плане работы, кыргызы ответственные, но ленивые. Многие не ищут чего-нибудь нового. Для нас есть «шаблон», который кто-то создал, и кыргызы работают в его рамках. Или же им тяжело выйти из зоны комфорта, пока кто-нибудь не покажет дорогу. Они боятся сами идти по новому пути. Но есть и те, которые стремятся, идут дальше, учатся, инвестируют в свое будущее.
— Какие качества американцев нам следовало бы перенять, чтобы люди «болели» бизнесом?
— Трудно сказать, что в Америке все болеют бизнесом. Но хотелось бы, чтобы в Кыргызстане в обязательном порядке существовала одна американская система: когда в семье появляется малыш, родители открывают детский счет для его капитала, куда каждый месяц перечисляют деньги и никто не может снять средства кроме самого ребенка. Он может воспользоваться накопленным только после окончания школы и сам решает, что делать с деньгами – учиться, путешестовать или заниматься бизнесом. Мои знакомые начали свое дело, благодаря этому капиталу.
В Америке тоже есть неуспешные и ленивые люди. США – большая держава. Государство всегда создает хорошие условия своим резидентам. И только от самого человека зависит его успех. В Кыргызстане проблема в том, что государство не может создать условия для тех, кто хочет сделать что-нибудь хорошее для себя и государства. А время же идет, люди не могут ждать пока жизнь в стране улучшится. Поэтому уезжают в другие страны и там добиваются своих целей.