Дети: борьба за жизнь

Автор -
1078

    Сводки новостей все чаще пестрят сообщениями о брошенных детях. Подкидышей чаще находят на улице, возле мусорок, в арыках, в ямах туалета… Реже малышей оставляют в больнице или подъездах домов. В 2015 году 99 новорожденных лишились биологических родителей. Правоохранительные органы страны зарегистрировали «отказников» и передали детей в дом ребенка. Большинство их них найдены в Чуйской области и Бишкеке. Оно и понятно, внутренние мигранты приезжают на заработки в столицу и нежелательный ребенок им только помеха.

    В МВД не смогли уточнить, сколько родителей удалось выявить, и к какой ответственности они привлечены. Зачастую мамашам удается уйти от ответственности. Закон к ним не так суров.

    Как искоренить эту практику и убедить матерей не отказываться от своего ребенка? Надо ли наказывать таких родителей, или напротив, помогать улучшить условия жизни? На эти и другие вопросы в интервью K-News ответила начальник управления по защите семьи и детей Министерства труда и социального развития Джаныл Джумабаева.

    – За год брошено 99 младенцев. Что толкает женщин на такие преступления?

    – В первую очередь – это страх, стыд перед родственниками. Они пытаются скрыть тот факт, что родили ребенка вне брака, ведь зачастую детей бросают именно матери-одиночки.

    – После недавнего случая, когда мать бросила ребенка в туалет, стали говорить о том, что в Кыргызстане невозможно отказаться от ребенка в роддоме, об этом сразу оповещают всех родственников роженицы. Так ли это на самом деле? Если да, то, возможно, женщины боятся огласки, поэтому идут на такие преступления?

    – Последний случай, конечно, стал шоком для многих. Но я хочу сказать, что за 11 лет работы на местах я уже видела такое. Мы вытаскивали новорожденных и из туалетов, и из мусорных баков. Так, что брошенные дети – это проблема не сегодняшнего дня. Но ведь можно оставить ребенка в детском доме, в больнице, возле чьей-то двери, в конце концов.

    В родильных отделениях можно отказаться от ребенка. Конечно, в таких случаях сотрудники роддома обязаны пригласить сотрудников отдела защиты детей и семей районных и городских управлений социального развития для того, чтобы те провели работу по воссоединению малыша с семьей. Каждый ребенок имеет право жить в биологической семье, и наша первоочередная задача – обеспечить это право. Поэтому наши сотрудники делают все возможное для этого.

    – А если мать не хочет этого ребенка? Может быть, именно из-за этих разъяснительных работ она предпочитает бросить новорожденного на улице, чем отказаться от него в роддоме?

    – Если сотрудники отдела по защите семьи и детей видят, что бесполезно работать с биологической матерью, то они останавливают эту деятельность. Никто не хочет рисковать жизнью ребенка, тем более, мы видим, что увеличились случаи жесткого обращения с детьми в семьях. При этом мы обучаем своих сотрудников, что не нужно придавать огласке случаи отказа, учитывая наш менталитет, учитывая, что в большинстве случаев от детей отказываются незамужние. В Гражданском кодексе КР четко прописано, что каждая женщина имеет право на тайну рождения ребенка. Если мать отказалась от ребенка, то мы должны узнать причины, возможно, в наших силах помочь и воссоединить малыша с семьей, но на беседы приглашается мать либо ее родители. Государственные служащие несут ответственность за конфиденциальность информации.

    У нас есть случаи, когда наши соотечественницы рожают и бросают детей в России, мы привозим этих малышей в Кыргызстан и пытаемся воссоединить ребенка с семьей, но опять же это все делается конфиденциально.

    Когда женщина отказывается от ребенка в больнице, ей дают 6 месяцев, в течение которых никто не имеет права усыновить ее малыша. В это время проводится работа с биологической матерью либо родственниками. Часто причиной отказа может стать послеродовая депрессия, тогда может помочь терапия. Бывает, когда матери-одиночке некуда идти с ребенком, негде и не на что жить. Для таких случаев при доме малютки в Бишкеке и Оше есть Центр по поддержке матери и ребенка, где она может временно пожить с новорожденным и получать необходимые услуги. Бывают случаи, когда после 6 месяцев женщина решает вернуть чадо, именно для таких результатов сотрудники отдела по защите семьи и детей и проводят работы с матерью, ведь каждый случай воссоединения – уже победа.

    – Что будет с женщиной, бросившей ребенка в туалете в Токтогульском районе?

    – После того, как нашли малыша, его определили в больницу. Возбудили уголовное дело, следственные мероприятия идут. Сотрудники управления социального развития в это не вмешиваются, это не в нашей компетенции. Мама также была размещена в больницу, она находилась рядом с ребенком и кормила его. На сегодняшний день его состояние здоровья стабильное. Комиссии по делам детей решила закрепить за семьей социального работника, который будет навещать семью ежедневно. Окончательное слово за судом, а пока комиссия разрешила ребенку находиться с матерью. Если суд признает ее виновной, то соцработники будут искать опекуна среди родственников, если они откажутся, то младенца отдадут под государственную защиту. 

    – Таких матерей привлекают по статье «Оставление человека в опасной ситуации». А есть ли в нашем законодательстве специальная норма, которая предусматривает ответственность родителей, бросивших ребенка?

    – У нас есть три вида ответственности родителей: уголовная – за преступления в отношении детей, гражданская –лишения родительских прав, административная – штраф. В Кодексе об административной ответственности прописано, что родители несут ответственность, если уклоняются от воспитания своего ребенка. В Семейном кодексе прописано, что отец и мать обязаны создавать условия для своих чад. В Кодексе о детях написано: если ребенку опасно находиться в этой семье, то могут вмешаться сотрудники управления социального развития.

    Считаю, необходимо ужесточать ответственность родителей. Они должны бояться совершать преступления по отношению к своим детям. Любое преступление, пусть это будет жестокое обращение, насилие, оставление без защиты. Мы должны строго относиться к родителям.

    – Пару лет назад в Кыргызстане говорили о необходимости внедрения бэби-боксов, чтобы новорожденных не оставляли на улице. Тогда идею не поддержали. Может стоить вернуться к вопросу?

    – Наша государственная политика сегодня направлена на сохранение семьи. Перед нашими руководителями районных, городских управлений социального развития поставлена задача по раннему выявлению людей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они должны проводить работу с матерью, не доводя семью до кризиса. И здесь вопросы не только к социальной службе, но и к медицинской. Врачи, видящие беременную женщину у себя в селе, должны подумать о том, встала ли она на учет, приходит ли в больницу ежемесячно.

    Хорошо, когда в случаях оставления ребенка в опасности, его находят и сохраняют жизнь. Но бывает и так, что спасти малышей не удается. В интересах ребенка, возможно, бэби-боксы и нужны, необходимо изучить опыт других стран. Например, в других странах они внедрены при родильных отделениях и в церквях. Кыргызстан – маленькая страна, и у нас другой менталитет, мы должны делать все возможное, чтобы дети жили в семье, создавать условия, чтобы взрослые не доводили до смерти ребенка.

    Поделитесь новостью