Чуть больше года назад адвокаты Кыргызстана объединились и избрали Совет адвокатуры (СА). Объединение уже погрязло в скандалах. Намедни объявлена дата внеочередного съезда адвокатов – 3 марта. К событию уже готовятся: отдельные адвокаты накаляют обстановку, инициативная группа подначивает юридическое сообщество переизбрать членов СА.
Как это было…
Знаменательное событие для юридического сообщества страны произошло 26 ноября 2014 года. В тот день прошел учредительный съезд адвокатов страны, где рассматривались важные вопросы, в том числе создание единого органа – Совета адвокатуры КР, утверждение устава и избрание его председателя – им стала Гульниза Кожомова.
На съезде участвовали около 650 адвокатов со всех регионов страны, работающие в различных направлениях, разных возрастов и опыта, практикующие и нет. Как полагалось, СА сплотит всех адвокатов, станет защищать их интересы, содействовать повышению их квалификации и развитию адвокатской деятельности, а также поднимать ее престиж на национальном и международном уровнях.
До создания совета в стране существовали различные некоммерческие организации, как то Союз адвокатов, который ожиданий не оправдал, поскольку с основной функцией – объединить адвокатское сообщество, мягко говоря, не справлялся. Многие «защитники» не были охвачены, так как находились в регионах и работали автономно. Тогда и принято решение создать единый легитимный орган, таковым и должен был стать Совет адвокатуры.
Блок сопротивления
Как и в любом коллективе в СА не обошлось без интриг. Спустя год у некоторых адвокатов возникли претензии к членам совета. Инициативная группа, в которую вошли 5-6 юристов, обратилась к коллегам с призывом поддержать выдвигаемое ими требование о переизбрании Совета адвокатуры и всех комиссий. Документ уже подписали около 50 человек.
Их основная претензия касается нарушений при выдвижении и избрании руководства СА, а также родственных связей между ее членами. По словам лидеров протестной группы, совет не предоставляет отчет о текущей деятельности и ее результатах. «Мы считаем, что они обязаны предоставлять нам информацию, так как мы их выбрали для представления наших интересов на государственном и международном уровнях. Мы определяем свою позицию, руководствуясь правом на свободу слова и выражения мнения», – прокомментировал K-News один из членов инициативной группы Искен Афиджанов.
В СМИ и социальных сетях распространяется видеоролик, снятый во время съезда адвокатов. На кадрах запечатлен юрист Акин Токталиев, который демонстрирует собравшимся заранее подготовленные списки кандидатов в члены СА. Именно эти люди позже и стали членами совета, а возглавила его Кожомова.
В СА поясняют, что организационный комитет для проведения учредительного съезда адвокатов КР был образован распоряжением правительства от 16 октября 2014 года. Оргкомитет заранее объявил о подаче в Минюст заявок кандидатов в члены СА, из которого и формировался список. Сделано это для экономии времени и ресурсов: ведь скоординировать 650 адвокатов для формирования готового списка из 9 человек в течение ограниченного времени – задача не из простых.
Однако Акин Токталиев преподнес согласованный ранее список как некое разоблачающее обстоятельство, возмущаются в руководстве СА и отмечают, что в соцсетях на это видео «клюнули» и стали широко распространять. «Он утверждает, что в перечне только 6 человек, но, на самом деле, в бюллетене значился расширенный список с фамилиями 15 кандидатов. Позже инициативная группа опубликовала итоги голосования по выборам членов в СА, где также список значительно шире», – говорят в СА.
Кто есть кто
Нападки группы адвокатов, в частности, направлены на председателя Совета адвокатуры Гульнизу Кожомову и ее заместителя Гульнару Шейшекееву. Один из главных доводов, которые приводят недовольные, – у них нет опыта адвокатской деятельности.
В СА опровергают и эти сведения и отмечают, что Кожомова и Шейшекеева входили в состав организационного комитета, который разрабатывал закон КР «Об адвокатуре», а также устав и другие локальные акты, и в целом занимались организацией съезда адвокатов. Нынешний председатель совета также возглавляла Союз адвокатов – аналог СА. «Она имеет стаж опытного руководителя и адвоката, знает тонкости и специфику работы во всех видах судебного разбирательства. Шейшекеева также имеет значительный опыт адвоката и руководителя, возглавляла ранее Учебный центр адвокатов, являющаяся к тому же старшим преподавателем КГЮА. Еще один член СА – Нурбек Токтакунов, известный правозащитник и адвокат», – оправдываются в совете.
«Мы заранее проводили предвыборную информационную кампанию среди адвокатов в регионах, так как избрание в совет является избирательным процессом, где мы презентовали свои программы и видение деятельности Адвокатуры КР как единого органа», – пояснила K-News Гульнара Шейшекеева.
О родственных связях и не только
Инициативная группа, в числе прочего, подняла вопрос и о родственных связях главы СА и членов совета. Кто чей «кудасы», «сын», «отец невестки» и «одногруппник» – все подробно расписали. Апеллируя к принципу свободы слова, адвокаты-оппоненты нынешней главы СА требуют от членов совета подтвердить или опровергнуть наличие этих связей. Получается, что прямых доказательств этим доводам нет. Профессиональное сообщество руководствуется слухами?! Ведь даже именитые кодексы обязуют в подтверждение своих слов предоставлять доказательства.
Причиной для отмены итогов референдума вряд ли может быть, поскольку голосовали в ноябре 2014 года коллеги все же за конкретные персоналии, без учета родственных связей. Очевидно, что большая часть присутствовавших тогда на съезде адвокатов не знала об этих обстоятельствах.
Инициаторы «смены власти» в СА утверждают, что нарушается устав адвокатуры, так как они до сих пор не ознакомлены с содержанием повестки дня предстоящего съезда. Согласно документу, в частности пункту 5.2.3 статьи 5.2, председатель совета с момента получения требования о созыве внеочередного собрания адвокатуры обязан в 30-дневный срок созвать внеочередной съезд адвокатов с указанной в требовании повесткой дня. 3 февраля 2016 года, то есть за месяц до самого события, повестка появилась на официальном сайте www.advokatura.kg, где каждый желающий может ознакомиться с ней. Выходит, члены СА и исполнили требования. И претензии инициативной группы остаются непонятными и необоснованными.
Защити себя сам
В Совете адвокатуры особо подчеркивают, что инициативная группа игнорирует свое право подать в суд. «Будучи юристами, они вряд ли не знают, что могут обратиться к Фемиде по поводу незаконного избрания СА. Но делать этого группа адвокатов не торопится, утверждая, что судебное разбирательство затянется», – говорят в Совете, приводят цитату юриста Искена Афиджанова из соцсетей, где он пишет: «решение, которое мы можем ждать очень долго», и задаются вопросом: таким ли должно быть поведение адвоката при реализации права на обращение в суд?
Ведь, как известно, даже правозащитница Рита Карасартова, не будучи дипломированным юристом с лицензией адвоката, оспорила в суде порядок избрания омбудсмена. Отчего профессионалы, некоторые из которых, к слову, яростно отстаивают интересы той же Карасартовой и во всеуслышание восхищаются ее упорством, не идут в суд? Тем более они утверждают, что правда на их стороне. Возможно, все дело в доказательственной базе, которой у инициативной группы нет.
Оппоненты СА утверждают, что сразу после проведения съезда подали в суд. «Адвокат Канат Джайлоев обжаловал решение съезда в январе 2015 года – ровно через месяц после сьезда. Решение суда вышло в декабре 2015-го, и он его сразу же обжаловал в апелляционной инстанции. Поэтому слова членов Совета о том, что мы не обжаловали результаты голосования – ложь. В судебном порядке все обжаловано», – говорит Искен Афиджанов.
Кроме прочего, оппоненты Кожомовой заявляют о наличии тайного сговора между членами СА и подтасовки результатов голосования. В Совете парируют, что по Конституции КР никто не считается виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана и установлена судебным решением.
«Совет так и не ответил на поставленные мною вопросы о родственных связях председателяГульнизы Кожомовой и Билима Раимкулова (один из членов совета — прим. K-News), а также является ли ее сыном Азамат Асанбеков, член правления городской адвокатуры. Они показывают, что готовы до последнего держаться за свои места и боятся перевыборов, так как в этом случае просто не наберут вновь голоса за себя», – прокомментировал адвокат Искен Афиджанов.
Юрист приводит сканированный документ – отрывок из стенограммы депутата ЖК Галины Скрипкиной, присутствовавшей на учредительном съезде. «Она говорила о временном составе Совета, который должен был лишь заниматься регистрацией адвокатуры, устава и учредительных документов. И, с ее слов, на следующем съезде уже с соблюдением всех процедур выберут постоянный состав СА. Эти слова Скрипкиной указаны в стенограмме», – добавил Искен Афиджанов.
Он считает, что члены СА перевыборами сняли бы все сомнения в своей легитимности. «Если они пришли в Совет честно и действительно набрали столько голосов, то эти же люди и в этот раз проголосовали бы за них. Своим отказом от перевыборов и уходом от ответов на поставленные мною прямые вопросы они только больше усиливают сомнения в их легитимности и наличии родственных связей», – резюмирует юрист.
Не следует ли из этого, что готовится определенная почва для расшатывания ситуации в адвокатском сообществе? Или, может быть, накануне съезда кому-то на руку рассорить «защитников»? Эти вопросы пока остаются открытыми.