Верховная рада не приняла резолюцию о недоверии действующему правительству, которое возглавляет Арсений Яценюк. Подобное решение в случае принятия привело бы к отставке кабинета министров, пишет РБК.
В пользу решения высказались только 194 депутата при необходимых 226. За отставку правительства в ходе выступлений с трибуны обещали голосовать фракции «Блока Петра Порошенко» (БПП), Радикальной партии, «Оппозиционного блока», «Батькивщины» и «Самопомощи». Лидер Радикальной партии Олег Ляшко в ходе выступления заявил, что будь он премьером в такой ситуации, он или бы сам застрелился, или убил бы главу Нацбанка Людмилу Гонтареву. Однако, как следует из результатов голосования, из 21 члена фракции поддержали отставку 15. Главный критик властей — «Оппозиционный блок» — отдал за отставку правительства восемь голосов из 43 (33 депутата покинули заседание). Наилучшую дисциплину продемонстрировал БПП. От президентской фракции за отставку правительства проголосовали 97 из 136 депутатов.
Обсуждение этого вопроса в Раде длилось почти четыре часа. Сначала премьер Яценюк отчитался о работе правительства, после чего депутаты различных фракций дали оценку его действий. В конце обсуждения парламент проголосовал за признание работы правительства в прошлом году неудовлетворительной, за что высказались 247 депутатов.
После этого на голосование была поставлена резолюция о вынесении недоверия правительству. Ее внес среди дня председатель президентской фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко. «Правительству не доверяют 70%, правительство должно быть глубоко переформатировано. Мы хотим отставки всего правительства», — заявил он. В пользу переформатирования кабинета высказался и президент Украины Петр Порошенко. Во вторник он заявил о необходимости «полной перезагрузки» правительства, которое, с точки зрения президента, потеряло доверие жителей страны. «Чтобы восстановить доверие (к правительству), терапии уже мало, нужна хирургия», — констатировал президент. Теперь вернуться к рассмотрению вопроса об отставке правительства депутаты смогут только на сессии в сентябре.
О чем рассказал премьер
Отчет правительства начался с выступления Арсения Яценюка. Полный текст был передан парламентариям две недели назад. Как заметил позже депутат премьерской фракции Андрей Иванчук, правительство впервые за пять лет подало отчет для обсуждения в комитетах.
Яценюк в ходе выступления указал на то, что он отчитывается по той программе действий, которую поддержали все фракции коалиционного соглашения и которую осуществляло коалиционное правительство. Об этом же в своем выступлении говорил депутат Андрей Иванчук.
Яценюк рассказал, как правительство начинало работать, когда «не было чем платить по счетам». Теперь платить есть чем, а экономика два последних квартала демонстрирует рост, а не падение, подчеркнул он. Глава кабинета министра обратил внимание на успехи в реализации новой политики безопасности, о реализации курса на членство в НАТО. Сообщил он и об обеспечении программы «Европейский вал», в ходе которой было вырыто 200 км рвов вдоль границы с Россией. Премьер признал, что работы предстоит еще много: всего граница страны составляет 2400 км, из которых 400 км Украина сейчас не контролирует.
Сложность экономического положения Яценюк во многом списал на войну: «Война вытягивает миллиардные суммы, отпугивает инвесторов». Депутаты слушали премьера сдержанно, аплодировали премьеру всего раз, когда он сообщил о том, что впервые в истории страны Украина за зиму не покупала газ у России.
Доложил Яценюк и об успехах в работе с государственными компаниями — впервые за пять лет после смены руководства «Укрнафта» выплатила дивиденды.
В конце речи премьер несколько раз призвал, независимо от того, «каким будет правительство и кто бы ни был премьер», продолжать идти выбранным курсом реформ и продолжать сотрудничество с МВФ. «Это правительство сделало максимум, что могло сделать», — заявил Яценюк в конце своей речи.
Выступавшие после депутаты критиковали правительство за затягивание налоговой реформы, за медленное принятие решений в целом. Депутат фракции премьера «Народный фронт» Сергей Пашинский парировал, что ему странно слышать про инвестиции: «Кто-нибудь слышал об инвестициях во время войны?»