В Кыргызстане о взяточничестве в соответствующие органы не заявлено в 95 процентах случаев. 68,6 процента жертв краж, нападений, ограблений и краж со взломом не сообщили о случившемся в милицию. О 78 процентах карманных краж также пострадавшие не информируют силовиков. Не заявили о похищении женщины для вступления в брак – 88 процентов потерпевших.
Такие данные озвучивают члены гражданского союза «За реформы и результат» в своем международном исследовании общественной безопасности. Его презентация стала знаковым событием, считают в союзе, оно позволит всем сторонам и прежде всего правоохранительным структурам получить альтернативные данные о криминогенной ситуации в Кыргызстане. Гражданский союз наглядно, в графиках показал общую криминогенную ситуацию в стране.
«Фокус внимания направлен на людей, которые за последние пять лет становились жертвами различных видов преступлений. Уровень скрытой от официальной статистики преступности в постсоветской действительности довольно высок. Среди причин этого называется привязка уровня раскрываемости правонарушений к оценке деятельности правоохранительных органов, что вынуждает отдельных сотрудников в обход законодательства не регистрировать заявление от гражданина, если есть основания полагать, что оно не будет раскрыто», – сообщили активисты.
Кроме того, правозащитники предполагают, что сталкиваясь с неэффективностью в работе милиции, часть потерпевших сами не будут обращаться к властям.
«Другая возможная причина латентности – это переквалификация инцидентов на те, которые выгодны с точки зрения статистики, например, умышленные убийства на несчастные случаи. К системным причинам добавляются также субъективные факторы, включая общественное давление на потерпевшего. Последнее особенно относится к преступлениям на сексуальной почве и похищению невест. По мнению специалистов, «общество и государство, не имея полного и реального представления о действительной криминогенной обстановке в стране, не могут принять адекватные меры по контролю над преступностью», – говорится в сообщении.