Организации гражданского общества призвали парламент и президента КР не принимать закон об «иностранных агентах», поскольку он «может превратить Кыргызстан в тоталитарную страну, где попираются права человека, и оставить без работы десятки тысяч граждан, занятых в некоммерческом секторе».
Гражданские организации согласны с тем, что в мире существуют две модели законов об иностранных агентах – американская и российская. В американской FARA нет ни одного упоминания «некоммерческая организация» и он не ограничивает их деятельность, даже если они получают иностранное финансирование. «Агентом в США могут признать любое физическое или юридическое лицо, действующее по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного заказчика в интересах иностранного заказчика», говорится в заявлении представителей НПО.
В то же время, российский закон об иностранных агентах использует только некоторые элементы FARA, но принят в целях ограничения деятельности НПО, считают авторы обращения. «Согласно законам России, «иностранными агентами» могут быть признаны граждане или иностранцы, компании или госслужащие, если они финансируются из иностранных источников и проталкивают решения в госорганах в интересах иностранных государств. В России достаточно признать организацию «иностранным агентом», если есть иностранное финансирование и если НПО участвует в политической деятельности», – заявляют активисты, добавив, что кыргызский аналог является точной копией российского.
Кыргызстанская версия законопроекта об иностранных агентах инициирована депутатами Турсунбаем Бакиром уулу, Нуркамилом Мадалиевым и Надирой Нарматовой. Предыдущий созыв Жогорку Кенеша принял его 4 июня 2015 года в первом чтении, а нынешний – намерен его рассмотреть во втором и третьем чтениях в марте 2016-го.
Под обращением подписались неправительственные организации «Интербилим», «Бир Дуйно – Кыргызстан», Институт политики развития, Институт детства, Ассоциации родителей детей-инвалидов, Дом матери, Коалиция за демократию и гражданское общество, а также экс-судья Верховного суда Клара Сооронкулова, лидер движения «Жаны Муун» Адиль Турдукулов и еще более 100 представителей НПО и СМИ.