В предыдущих постах я рассказывал о том, как мой уход из Kyrgyz Concept и большая мечта Вики Юртаевой привели к появлению арт-студии ololo. Сегодня поговорим о самом важном следующем шаге.
Итак, наше видение начало выкристаллизовываться, команда партнеров сформирована, что дальше? Традиционные учебники по маркетингу рекомендуют начинать бизнес с исследований потребителей и начать производить только наверняка. И все же Эрик Рис в своей книге «Бизнес с нуля» утверждает, что это настолько же бесполезно, насколько логично. В исследовании люди могут поддержать вашу идею, а на практике отказаться покупать. А может произойти и наоборот. Дело в том, что потребительское поведение иррационально и зависит от множества факторов. Особенно если вы делаете что-то уникальное, к чему мы и стремимся в ololo.
Вместо того чтобы проводить теоретическое исследование, Эрик Рис рекомендует изучать спрос на практике, запустив в продажу минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product):
Это такой продукт, который уже может приносить определенную пользу клиентам, хотя и не является безупречным. Затем вы собираете как можно больше отзывов о продукте у реальных клиентов и постепенно его дорабатываете. Вы инвестируете в расширение только когда уже отточили продукт и уверены в спросе.
Вы можете позволить себе роскошь такого подхода только в том случае, если не вложили в бизнес крупные инвестиции. Очень часто у нас вкладывают сразу много, долго готовятся к запуску, начинают производить максимально отшлифованный по вкусу основателей продукт и верят в его успешность, а любые неудачи списывают на слабый сезон, недостаточное продвижение, неквалифицированных менеджеров по продажам и другие причины. Основатели ведь уверены, что продукт идеальный. Не может быть, что клиентам он не нужен. Вон в соседнем кафе же все хорошо, клиентов много, значит, надо просто производить качественнее и дешевле. Однако в реальности более низкие цены не всегда увеличивают продажи. К примеру, в кафе люди идут не только за едой, но и за атмосферой, а дешевле всего – кушать дома.
В нашем случае исследование спроса ограничилось расспросом большого количества друзей и знакомых. Вкратце, мы (до упоминания нашей идеи) задавали вопрос: «Хотел бы ты заняться каким-либо видом творчества?» И каждый, абсолютно каждый человек утверждал, что хотел бы. Практически каждый в детстве мечтал научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, рисовать, играть в театре, сниматься в кино или писать романы. Это желание у большинства не реализовалось, мы выросли и стали серьезными дядями и тетями с важной работой. Но маленький ребенок внутри нас все так же хочет своего.
Итак, нам нужно было создать минимально жизнеспособный продукт. Именно поэтому самый главный шаг после видения и миссии – это формирование команды единомышленников. Она может состоять не только из людей, которые работают в вашей компании. Важно помнить, что команда единомышленников – это и внешние партнеры, которые мечтают о том же, о чем и вы, способные разделить ваше видение. Вот ты, читатель, тоже, как я надеюсь, член нашей команды. Для того я и пишу эти посты, чтобы включить тебя.
Мы выработали такую концепцию: ololo – это площадка для самореализации талантов. Очень часто творческие люди имеют великолепные знания и идеи, которыми очень хотят делиться с другими людьми, но не знают, как превратить это в устойчивый источник дохода. Они занимаются обучением других людей факультативно, в качестве хобби и постоянно испытывают дискомфорт от того, что получающие знания бесплатно или почти бесплатно их, как правило, не ценят. С другой стороны, люди, желающие обучаться, не могут найти хорошего педагога и договориться с ним о понятном ценообразовании и стандартах. Мы хотим решить эту проблему, предложив бизнес-модель, которая будет выгодна и обучающему, и обучающемуся.
Обучающих мы назвали Talent Leaders (в английском слово Leader означает не только «Лидер», но и «Ведущий»). Сократили со временем до Leaders. А обучающихся решили называть Talents, потому что верим, что талант есть у каждого.
И вот мы сели и стали вспоминать всех одаренных и образованных людей, которые умеют зажигать в других огонь. На ум сразу пришли Элеонора Прояева (лучше которой литературой зажечь в нашей стране вряд ли кто-то способен), Талант Абдылдаев (уникальный голос и характер которого любим уже больше 10 лет, но при этом он еще и много лет преподает вокал), Алтын Капалова (которая лучше всех может разъяснить историю искусств и очень любит жизнь). Остальных мы либо вспомнили уже вместе с нашими первыми лидерами, или они сами захотели присоединиться к нашей команде, узнав о миссии и видении ololo. К примеру, мы были рады, когда такую инициативу проявили Никита Меньшов, который предложил курс по improv (курс по театральной импровизации), и Азим Алишеров, обучающий игре на японских барабанах тайко. Как я и говорил, видение и миссия важны. Без них ни один из этих людей не согласился бы сотрудничать со студией, имеющей только голые стены.
Уже первые встречи с нашими лидерами показали, что затея с предложением разных видов искусств в одном месте отличная, все могут и желают обучаться друг у друга. Хотят создавать совместные проекты, мечтают о будущем студии вместе. Знаете, какой заряд энергии это дает? Достаточный, чтобы я просыпался каждое утро до 06:00 и бежал работать: планировать, писать, изучать материалы.
Нельзя набирать талантливых людей, а потом каждый час говорить им, что они должны делать. Мы совместно установили 5 принципов обучения в ololo, а дальше попросили каждого предложить свою программу самому и дали максимум свободы в решениях. Что это за принципы и что вышло из этой идеи, расскажу через неделю.