Кыргызстан – красивейший оазис в горах, его фауна настолько же разнообразна, насколько и опасна. Безобидный пикник на природе может привести к заболеванию вирусным клещевым энцефалитом.

Сразу два случая укуса жителей столичной новостройки «Ак-Жар» скорпионами зарегистрировано в первые дни весны. Эти события не могли не взбудоражить общественность. K-News решил узнать, чего кыргызстанцам действительно стоит опасаться.

скорпион

Научный сотрудник биолого-почвенного института Национальной академии наук КР, энтомолог Дмитрий Милько в интервью K-News рассказал, как отличить дружелюбного ужа от нелюдимой гадюки и как не бояться ходить в шортах и шлепанцах по девственным горам, собирая впечатления.

«Встретить скорпионов в пригородах Бишкека можно гораздо чаще, чем в Москве, и реже, чем в Афганистане, в силу климатических и географических особенной местности. Необходимо обратить внимание на 2 фактора: реальное количество пострадавших, и как эти данные отражаются в статистической отчетности и публикациях СМИ. Зачастую пострадавшие от укуса не обращаются за медицинской помощью. Согласно отчету Министерства здравоохранения, за 10-летний период усредненные ежегодные показатели выглядят следующим образом: обращений с укусом змей – 2, с укусом членистоногих – 1. И при этом не указывается, какой это вид членистоногого – пчела, тарантул или опять же скорпион», – сказал Дмитрий Милько.

каракурт

Как отметил Милько, в Кыргызстане обитает два вида скорпионов из трех существующих в мире. Один – более ядовитый – черный скорпион обитает только на юге, нынче он редок. Почти по всему Кыргызстану водится второй вид скорпиона – желтовато-бурый Mesоbuthus intermedius.

«На протяжении десятка миллионов лет скорпионы обитают на том месте, где сейчас расположен Бишкек и в предгорных районах. Поэтому нельзя сказать, что их откуда-то привезли. Это их естественный ареал обитания. Город разрастается, он касается Чон-Арыкских холмов, и, разумеется, не исключено попадание скорпиона в Бишкек. Встретить скорпиона на окраинах столицы не такая уж и редкость. В весеннее время я могу найти хотя бы одного скорпиона в радиусе 10 км от Бишкека», – сказал энтомолог, призвав горожан быть бдительнее и отметив, что скорпион животное ночное и очень осторожное, нападет он только в целях самозащиты.

«Встреча со скорпионом скорее исключение, чем правило. В последних двух случаях нет официального подтверждения, что жителей новостройки «Ак-Жар» ужалил именно скорпион, потому что нет экземпляра. Вот, например, вчера вечером со словами «ужасная страшилка» мне принесли банку с совершенно безобидным членистоногим, обнаруженным в одном из огородов в пригороде Бишкека. Поскольку образец был неполовозрелым, установить, к какому виду он относится, не удалось. Это была тысяченожка, и я обрадовался, что нашли ее в поле, это говорит о том, что этот участок не обрабатывался химикатами», – пояснил он.

Как отметил Дмитрий Милько, биолого-почвенный институт НАН КР выполняет роль центрального констатационного научно-информационного органа.

«Обычно различных насекомых, членистоногих и змей к нам привозят из медицинских учреждений, чтобы мы идентифицировали животное и определили, несет ли оно опасность здоровью и жизни человека или нет. Бывает так, что присылают фотографию, и мы по телефону сообщаем свое заключение. В 2015 году к нам поступило 10 обращений с подозрением на укус ядовитого паука каракурта, тарантула, скорпиона и змей – по 5 обращений, жуков-вредителей ткани и ковров – 15», – добавил он.

«Не бывает не ядовитых пауков. Энтомологи классифицируют их как опасных или менее опасных для человека. Каракурт является одним из самых опасных представителей отряда членистоногих. Заметить его трудно, ведь даже свои тенёты (паутина) каракурт натягивает не вертикально, как другие пауки, а горизонтально, причем тонкие ниточки расположены хаотично, а не как показывают в мультфильмах – по кругу. Случайно заденете паука, и он воспримет это как агрессию с вашей стороны, нападет и укусит. Опасными являются только самки каракурта, поскольку самцы и неполовозрелые каракурты не в состоянии прокусить человеческую кожу. С подозрением на укус каракурта поступило 10 обращений, часть из которых не в сезон – осенью. Подтверждается только 1-2 случая», – добавил он.

Как отметил Дмитрий Милько, с 2004 года в Кыргызстане не было ни одного достоверного случая смерти человека от укуса змей.

кобра

«На территории республики обитают ядовитые змеи и даже кобры, хотя мало кто об этом знает. Наиболее распространен разноцветный полоз – вид змей из семейства ужеобразных. После укуса возможны локальные симптомы, вокруг места укуса развивается припухлость и покраснение. Через 4 дня после укуса симптомы полностью исчезают, сыворотки не выпускаются.

Также для Кыргызстана характерно обитание щитомордников – слабо ядовитых змей семейства гадюковых. Этот вид змеи занесен в Красную книгу Кыргызстана и встреча с ней большая редкость.

Что касается кобры, обитает она в южных областях. Однако вероятность встретить ее чрезвычайно низка, настолько, что можно назвать встречу человека с коброй в Кыргызстане невероятной. За последние 10 лет зарегистрирован только один подобный случай.

Кобра до сих пор не является краснокнижным животным только из соображений безопасности. Включая ее в Красную книгу, мы должны указать ареал обитания, а это неминуемо может привлечь внимание браконьеров и привести к сокращению популяции кобр в Кыргызстане. Например, в соседнем Узбекистане процветает незаконный отлов змей, люди сотнями занимаются прибыльным промыслом, ведь на птичьем рынке стоимость кобры может достигать $2 тыс.

Вакцинирование от укусов змей в Кыргызстане не осуществляется, назначается симптоматическое лечение», – подчеркнул Дмитрий Милько.

Энтомолог и паразитолог Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызстана Зайнидин Мамыров рассказал об опасности заболевания вирусным энцефалитом.

клещ

«С наступлением весны началась активная фаза укусов клещей, способных вызвать сложное вирусное заболевание – энцефалит. В Кыргызстане насчитывается порядка 10 очагов среды обитания клещей», – сказал Зайнидин Мамыров.

Особую бдительность, по его словам, надо проявлять, находясь в Токмакском заповеднике, а частности в Кегетинском ущелье, альплагере Ысык-Атинского района Чуйской области, Ат-Башинском районе Нарынской области, в заповедниках и парках Тюпского района Иссык-Кульской области, в Ала-Арчинском ущелье, распложенном недалеко от Бишкека, а также в Таласской области.

Как отметил специалист, в Кыргызстане угрозу заражения энцефалитом несут лишь таежные клещи.

«Определить, от какого вида клеща пострадал человек, может лишь специалист. К примеру, в 2015 году поступило 1 тыс. 86 обращений, из них с подозрением на вирусный энцефалит – 38, подтвердился этот диагноз в 18 случаях. Все 18 человек прошли курс лечения. В том числе по городу Бишкеку было зарегистрировано 3 случая заболевания энцефалитом, в Чуйской области – 7, в Нарынской области – 8», – отметил Зайнидин Мамыров.

«Очень важно извлечь клеща вместе с хоботком, раскачивая его из стороны в сторону, поскольку именно в слюне находятся вирусы энцефалита. Если переносчик энцефалита был определен в течение 3-х дней после укуса, то пациенту вводят инъекцию иммуноглобулина, если прошло более 3-х дней, мы ставим его на учет и в течение месяца наблюдаем за его состоянием. Лечение энцефалита очень дорогостоящее, поэтому обращаемся к гражданам соблюдать меры предосторожности», – сказал он, добавив, что егеря и лесники проходят обязательную вакцинацию против энцефалита.

Также Зайнидин Мамыров подчеркнул, что Кыргызстан в 2009 году полностью победил малярию – острую лихорадочную болезнь, переносчиком которой является вид комаров Anopheles.

«Несмотря на значительные результаты в борьбе с малярией, мы не перестаем осуществлять профилактические работы. В 2015 году на предмет малярии было обследовано 50 тыс. 548 человек, и ни в одном случае заражение не выявлено. Регистрируются единичные завозные случаи малярии. В прошлом году это заболевание было выявлено у иностранного гражданина из Пакистана. Сразу после того, как был поставлен диагноз, иностранец по неизвестным причинам покинул Кыргызстан, хотя он мог получить лечение и в Кыргызстане», – заключил Зайнидин Мамыров.

Поделитесь новостью