Особенные дети имеют право на образование

Автор -
263

    В Кыргызстане разработан государственный образовательный стандарт, чтобы помочь таким детям адаптироваться в обществе

    В Кыргызстане свыше 25 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них не посещают детсады и школы, потому как наша образовательная система не всегда может дать таким деткам особый подход – помочь им адаптироваться в обществе. Именно с целью преодоления существующих проблем в этой сфере в республике разработали проект государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Данный стандарт охватывает детей разных категорий: дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения, слуха, дети с аутизмом. Финальная доработка стандарта проходит в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном процессе в КР» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». Данный стандарт сейчас проходит апробацию на базе специальных школ, после чего будет утвержден.

    Как рассказывает ведущий специалист Управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Минобразования и науки КР Салтанат Мамбетова, госстандарт необходим для того, чтобы учителя массовых общеобразовательных организаций при поступлении особенных детей знали, как работать с этим ребенком, какими компетенциями он будет обладать при выходе из школы, что он должен получить во время образовательного процесса.

    «Нередко родители настаивают на том, чтобы дети с ограниченными возможностями ходили в массовую школу. При этом учителя не владеют методикой обучения этих детей, и идет просто «перетаскивание» ребенка из класса в класс. В конце ему выдают, скажем так, справку о том, что он прослушал курс. Чтобы избежать таких случаев, и разрабатывается образовательный стандарт. На сегодняшний день у нас есть только стандарт в сфере школьного и дошкольного образования для детей, которые не имеют каких-либо нарушений», — отмечает специалист.

    Госстандарт поможет учителям и родителям определить тот уровень, которого может достичь ребенок.

    «Очень часто педагоги массовых школ думают, что ребенок с ограниченными возможностями ничего не знает и ничего не умеет. Это не так. У каждого ребенка есть свои умения и навыки, он может усвоить определенный школьный материал, который поможет ему в дальнейшем социализироваться и адаптироваться в обществе. У нас нет категории необучаемых детей, они все обучаемы, но для каждого вида нарушений есть свой перечень компетенций. Допустим, умственно отсталый ребенок не будет учить высшую математику, химию или физику. Потому что в силу его умственных способностей для него это будет тяжело. То есть педагог уже знает, что такой ребенок не может посещать эти уроки, тогда учитель даст необходимые дополнительные занятия. Самое главное для этого ребенка – чтобы он нашел свое место в жизни, приобрел навыки профессионально-трудовой деятельности и мог социализироваться в обществе», — отмечает Салтанат Сталбековна.

    По словам исполнительного директора Фонда «Сорос-Кыргызстан» Шамиля Ибрагимова, в Кыргызстане достаточно много различных практик инклюзивного образования, однако на уровне государства этой сфере уделяется мало внимания.

    «Мы должны понимать, что в сфере образования в нашей стране вообще много проблем, и эти проблемы носят системный характер. Среда очень быстро меняется, потоки информации настолько объемные, что использовать систему образования, методологию и содержательную часть 15-летней давности или времен Советского Союза уже неактуально. Доступ через интернет к любой информации стал абсолютно доступным и быстрым, вопрос стоит в том, как пользоваться большим потоком информации эффективно.. Перед системой образования стоят совершенно новые вызовы, и это большой вопрос – чему учить и как учить детей. Понимая все это и учитывая, что наш мандат — это в большей степени вопросы защиты прав, мы обратили свое внимание именно на инклюзивное образование», — рассказывает Ибрагимов.

    Задача Фонда «Сорос-Кыргызстан» в этом вопросе — поддерживать различные практики, чтобы потом можно было представить апробированные методики Министерству образования.

    «Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы говорим не только о детях с физическими ограничениями. Когда у ребенка сохраненный интеллект, но он ограничен в физических передвижениях, это вопрос инфраструктуры. Необходимо сооружать нормальные пандусы, нормальные туалеты, которыми сможет самостоятельно воспользоваться ребенок, здесь не нужны особые методики, нужно лишь следовать разработанным и утвержденным техническим стандартам. А когда мы говорим о детях с синдромом Дауна, о детях с аутизмом, это уже совершенно другая история. Это уже вопрос методологии. Как работать с этими детьми, обучать, как интегрировать в общество, это вопрос еще работы с родителями и обществом», — говорит Ибрагимов.

    Как отмечает глава фонда, введение государственного стандарта не потребует баснословных денег. Нужно только очень четко понимать, что нужно делать и как.

    «Методология разработана в наших условиях. Это значит, что мы не просто съездили в Америку или Швейцарию, взяли их модель и привезли сюда. Это самый легкий способ. Но он и стоил бы, грубо говоря, на один класс 100 тысяч долларов в год. В условиях Кыргызстана это нереально. Поэтому мы апробируем и разрабатываем методики, которые в наших условиях вполне реальны. Если общественный фонд, небольшое НПО смогло это сделать, на уровне государства это не составит большого труда. И в большей степени это не вопрос денег, это вопрос понимания в обществе и политической воли. Нельзя сказать, что у государства нет денег. Потому что отсутствие денег — это всего лишь следствие неэффективного управления. У нас иногда что-то делается просто наобум, у нас строят футбольные поля, на которых дети не играют, строят школы, которые непонятно как построены и там опасно учится и так далее. Наблюдая всю эту картину, понимаешь, что деньги в стране есть. Нужно только четко знать, как их использовать», — отмечает Шамиль Ибрагимов.

    Апробацию государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья планируется провести в течение двух лет. Вначале апробация проходит на базе специальных школ, после – на базе массовых.

    «Просто так государственный стандарт не может приниматься, потому что мы должны посмотреть, насколько он применим, насколько его можно сделать гибким, как это сделать. То есть его должны сейчас апробировать практики – те люди, которые непосредственно работают с детьми. И потом уже прийти к какому-то единому заключению. Я думаю, что в конце концов будет выработан очень хороший материал, который позволит всем деткам получать знания», — заключила специалист Минобразования Салтанат Мамбетова.

    Поделитесь новостью