Сегодня, 5 марта, в Кыргызстане отмечают День калпака – кыргызского национального мужского головного убора. Именно в этот день соцсети заполняют фотографии друзей в калпаках, СМИ срочно готовят специальные материалы, в столице проводятся торжественные шествия, концерты и другие мероприятия. Но уже завтра же про калпак вновь забудут до следующего 5 марта.
В Кыргызстане действительно много людей, которые носят калпак. Даже во время вступления в должность нового мэра его одарили камчой и белым головным убором. Казалось бы, популярная вещь. Национальная гордость! В последнее время же, складывается впечатление, к головному убору, который по праву можно считать визитной карточкой страны, отношение пренебрежительное. Да, его повсеместно носят и дарят, однако есть одно значительно НО. Раньше калпаки массово производили на государственном предприятии «Кыял», они были качественные и красивые, а сейчас их заменили китайской синтетикой.
А ведь у калпака богатая история. Начнем с того, что правильно его называть Ак калпак — «белый калпак». Кыргызское слово «ак» имеет много значений, которые связаны со святостью и чистотой. Не зря кыргызская народная мудрость гласит: «Пусть с твоей головы никогда не сходит белый калпак».
В народном фольклоре форму этого головного убора сравнивают со снежной вершиной. Более того, он упоминается даже в национальном эпосе «Манас», где говорится, что «киргизы – это народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шанских гор, а основание — темное, как их подножия».
К калпаку всегда было особое отношение: свой головной убор нельзя передаривать — только передавать из поколения в поколение, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, вертеть, снимать нужно только двумя руками и класть на специальное место.
Шьют его из белого войлока, из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Пересекающиеся на макушке четыре линии окантовки клиньев символизируют жизнь. Традиционно, на калпаке вышивают национальные узоры, поля чаще всего оторачивают бархатом темных цветов, а верх украшают кисточкой, которая обязательно должна свисать спереди.
Кстати, идеальной для производства качественного белого войлока считается шерсть овец породы меринос.
Кыргызский ак калпак имеет много разновидностей. Раньше по высоте и оформлению головного убора можно было немало узнать о человеке. Представители знати или артисты носили высокие, простые люди – пониже. «На выход» изготавливались из дорогого тонкого войлока и хорошего бархата и украшались особыми узорами. На свадьбу жениху вышивались белые узоры. Сейчас популярны два вида калпака – обычного размера и более вытянутый. Последний называется «бакай калпак», его носят люди старшего возраста.
Калпак – это универсальный головной убор. Он легко складывается, в нем не жарко летом и тепло зимой: в ненастные дни опускают заднюю часть головного убора – так дождь не попадает за воротник, а в жару – переднюю, чтобы получился козырек для защиты от солнца. Его дарят почетным гостям и виновникам семейных торжеств, в нем ходят на свадьбу и в гости. А кто из нас не вывозил калпак в качестве подарка во время зарубежных командировок?!
Вроде такой популярный, и спрос на него есть, и гордимся мы им. Но почему не производим? Беглый мониторинг рынков страны показал, что прилавки завалены подделкой из китайской синтетики. На вопрос, почему вы продаёте синтетические калпаки, продавцы прямо отвечают, что их чаще покупают, потому что они дешевле. Разница для небогатого кыргызстанца существенная, 200 сомов за китайский против 1,5-2 тыс. за войлочный. Если присмотреться вокруг, то видно, что большинство людей свой национальный головной убор носят в китайском варианте. Чего уж там, на фото кыргызской олимпийской сборной видно, что все ее участники в синтетике. «Китай» не стесняются даже на шествия в честь Дня калпака надевать.
Вот и сегодня студенты одного из вузов страны собирались представить народу самый большой войлочный калпак. Акцентируя внимание на материале, из которого собираются изготовить головной убор, хотя он по определению должен быть только из войлока. Активисты добиваются внесения своего творения в Книгу рекордов Гиннеса. Однако на поверку оказалось, что «уникальный» головной убор вовсе не из натуральной шерсти. Опять синтетика. Сами студенты, устроившие марш от Филармонии к площади Ала-Тоо тоже не надели войлочные ак калпаки.
Выступавший в честь праздника на площади Ала-Тоо оркестр в военно-парадной форме также облачился в «китай». Получился какой-то День китайского калпака.
Кстати, есть те, кто видит в наличие дешевой синтетики преимущества – мол, его можно дарить зарубежным гостям, они-то все равно разницы не знают, а настоящие калпаки – накладно. Вот вам и национальная гордость.
Как изменить ситуацию? Не так давно один из депутатов заявил, что «кыргызстанцам нужно уважать белый калпак и поддерживать отечественных производителей», и предложил запретить ввоз китайских калпаков.
Интересно, запрет на ввоз синтетики поспособствует тому, что кыргызы начнут уважать национальный головной убор? Вряд ли, ведь проблема более глубокая. По словам предпринимателей, которые занимаются массовым производством этого головного убора, в стране катастрофический дефицит войлока.
После развала СССР исчезли овцы с полутонкой шерстью, той самой, из которой получается хороший войлок. Поэтому производители калпаков неделями стоят в очереди. Войлок стал дефицитом, а национальный головной убор – практически роскошью.
Поэтому если мы говорим о национальной гордости, то и заниматься ей надо на государственном уровне, начиная от разведения специальных пород овец и заканчивая созданием заводов по изготовлению войлока и пошиву традиционного кыргызского головного убора. Только тогда он станет доступным по цене, а жители страны смогут сменить синтетику на традиционный войлочный ак калпак.
Фотографии Екатерины Иващенко и www