Бишкек: строили с любовью

Автор -
1425

    Быстрый ритм жизни современного человека редко оставляет время подумать об окружающем нас, и что было это не всегда. Пробегая по улицам города, проезжая на велосипеде по парковой дорожке, редко думаешь, что реальность, такая обыкновенная для нас, всего два поколения назад была элементом светлого будущего. И чтобы воплотить его в дерево и камень, кому-то приходилось прилагать немалые усилия. Более того, сама жизнь этих людей была подчинена их делу – каждого своему. Такой была жизнь и супружеской пары, о которой пойдет речь – кандидата наук Института биологии Леонида Чешева и главного инженера проектов «Киргизгипростроя» Галины Захарченко. О жизни своих родителей K-News рассказала Августа Чешева.

    «Кто уцелел в огне…»

    Юная Галина Захарченко вместе с матерью, бабушкой и братом
    Юная Галина Захарченко вместе с матерью, бабушкой и братом.

    Галина Михайловна родилась в Ленинграде в 1927 году в семье механика. Во время Великой Отечественной войны не эвакуировалась, а разделила тяготы осажденного города, несмотря на то, что ей было всего четырнадцать лет. Ее мать была учительницей и вывозила школьников по «дороге жизни». Могла бы отправить в безопасное место и дочь, но не было и мысли об этом. Как рассказывает Августа Леонидовна, для женщины было неприемлемо, чтобы кто-то заподозрил ее в использовании служебного положения для личных целей. Поэтому молодая девушка работала на Кировском машиностроительном заводе наравне со всеми. А также делала взрывчатку и трудилась на лесоповале – характером уродилась в мать.

    Но все же страдания, свои и чужие, наложили отпечаток и на нее. Позже, в мирное время, уже будучи женщиной в возрасте, Галина не любила фильмы о войне и даже своим детям ничего не рассказывала об этом периоде своей жизни. Все, что Августа Чешева знает о военной юности матери, ей рассказала бабушка. Рассказала и о том, как Галя клялась, что вкуснее картофельной кожуры нет ничего на свете.

    Но все это было потом, а когда война закончилась, молодая жизнь пошла своим чередом. Девушка отучилась в Кировском машиностроительном институте и встретила своего будущего мужа. Леонид Чешев был родом из солнечной Киргизии и учился в Ленинграде в Лесотехническом институте. Он был на четыре года старше и имел боевые награды – во время войны юноша служил сапером на передовой. Однажды Леонид и трое его товарищей подорвались на мине. Чешев выжил – единственный из четверых – но потерял правую руку, левый глаз и получил множество осколочных ранений. Им не трудно было понять друг друга.

    Оправившись от ранений, Леонид Чешев закончил Лесотехнический институт им. Кирова в Ленинграде
    Оправившись от ранений, Леонид Чешев закончил Лесотехнический институт им. Кирова в Ленинграде.

    Молодые люди поженились и вскоре у них родился сын Михаил. В 1956 году они приехали в родной город Чешева – Фрунзе, где на свет появились две дочери: Ирина и Августа. Августа Леонидовна и сейчас помнит наш Бишкек таким, каким он был в ее детстве: тогда он тянулся лишь до железной дороги, а дальше ширился огромный пустырь.

    Будни главного инженера проектов

    Опыт, приобретенный семейной парой при восстановлении Ленинграда, пригодился им и в нашей стране. Проекты многих бишкекских зданий советского периода родились именно на столе Галины Михайловны. В качестве главного инженера «Киргизгипростроя» в 70-е годы прошлого века Захарченко участвовала в строительстве цирка, аэропорта «Манас», Русского театра драмы. Это она проектировала первые в нашем городе девятиэтажные дома. Строить их тогда очень боялись, и инженеры старались компенсировать сейсмоопасность зоны, планируя многоквартирные дома «корзиночным» или «ячеистым» методом.

    «Проектировали очень интересно, да так, чтобы при сильном землетрясении здание не разрушилось, – рассказывает о работе своей матери Августа Леонидовна, – при таком методе, если будет трясти, отдельная квартира может выпасть, а весь дом останется. И там, конечно, запас прочности был четырехкратный. Проектировали также и здания на Южных воротах. Когда начали строить длинные дома, делали их обязательно с разрывом, чтобы при землетрясении разные части играли сюда-туда».

    Галина Михайловна во дворе своего дома во Фрунзе
    Галина Михайловна во дворе своего дома во Фрунзе.

     

    На проектировании ее работа не заканчивалась. Инженеры обязательно вели наблюдение за строительством, чтобы все соответствовало государственным нормам. «Лазала по стройкам, приезжала домой уставшая и злая, потому что строители все опять не так сделали,– вспоминает Чешева. –Надо ругаться с начальством, она говорит, потому что не пойдет, это надо переделывать». За заслуги перед Отечеством Галина Захарченко была награждена персональной премией Верховного Совета Советского Союза.

     

     

    «Здесь будет город-сад!»

    Леонид Семенович не отставал от своей активной супруги. В 1957 году был заложен дендропарк Ботанического сада Академии Наук, в 1962 ставший парком культуры и отдыха «Дружба». Сегодня он известен нам как парк имени Ататюрка. Несмотря на инвалидность, Чешев, как старший научный сотрудник Института биологии АН, непосредственно участвовал в планировке и посадке. Принимал он участие и в обновлении самой «Ботаники», своими руками сажая редкие сорта деревьев.

    После войны появилась привычка прятать правую руку в карман
    После войны появилась привычка прятать правую руку в карман.

    Кроме этого, Леонид Семенович изучал способы рубки и восстановления леса в высокогорных условиях. В своем научном труде он разработал методику, подходящую именно для условий кыргызского высокогорья и засушливых условий резко континентального климата. Она принесла исследователю степень кандидата наук. Много лет спустя, уже после смерти ученого, за его успешными разработками в нашу страну приезжали канадские и испанские специалисты. На докторскую диссертацию здоровья бывшему саперу уже не хватило – на протяжении всей жизни мужчину тревожили не извлеченные из тела в молодости минные осколки, вынуждая порой прибегать к хирургической помощи. Часто приходилось ложиться в больницу.

    Папуасы, или где найти «Курских соловьев»

    Семья жила в достатке. За заслуги перед советским государством супругам назначили повышенные зарплаты и пенсии: у главы семьи была – 350 рублей плюс пенсия ветерана войны, Галина Михайловна как главный инженер получала 250 рублей. Но богатств за долгие годы жизни супруги не нажили. «Такой был характер – никакого накопительства, мещанских замашек», – говорит Августа Чешева. Только две страсти позволяли они себе: книги и путешествия. Более пяти тысяч самых различных книг содержала библиотека Леонида Семеновича. И в дороге бывали много и подолгу. За границу не выезжали, конечно. «Другие были времена», – отмечает Августа Леонидовна. А по Советскому Союзу путешествовали каждый год. Например, ездили по «Золотому кольцу», могли махнуть в другую республику слушать «курских соловьев», лишь бы только отпуск выпадал на это время. Как-то раз Галина Михайловна поехала из Фрунзе в Ленинград только затем, чтобы посмотреть на выставленную в музее мумию Тутанхамона. А уж в научные экспедиции в горы ходили бессчетное количество раз. Нередко туда брали с собой и детей: дочерей, когда те стали постарше, а сына Михаила едва ли не с трех лет.

    Научная экспедиция в горы
    Научная экспедиция в горах.
    Папуаска
    Галина Михайловна в роли папуаски.

    «Жизнь была веселая, с нынешней не сравнить», – вспоминает Чешева детство, проведенное рядом с родителями. Супруги находили повод для веселья даже в обычной бытовой обстановке. Но сильнее всего задорный характер Леонида и Галины проявлялся во время семейных праздников. Любимая игра близких и друзей семейства – «в папуасов»: отец, разумеется, исполнял роль вождя и «командовал парадом», а его жена не давала гостям заскучать иным способом.

    Вот как вспоминает это дочь Августа: «Я помню, как собиралось наше общество папуасское, мама лихорадочно готовила, брат искал личинок жуков, которые потом тайно подсыпали в салат. Был сделан огромный (мы принимали участие) торт из глины, как настоящий, а сверху кремовые розочки. Вот так пошутила! Причем первым глиняный торт хватанул «вождь». Но он не мог при папуасском племени выплюнуть его назад, и пришлось героически проглотить. Конечно, и наряжались… Всегда было очень весело. Сначала устраивали детские праздники, а потом уже для взрослых застолье».

    Как все

    Как жили супруги? «Как все советские люди», – просто отвечает Чешева. Леонид Семенович никогда не брал домой на растопку даже древесных срезов, оставшихся после исследований в институте, хотя те все равно сжигались в печи за ненадобностью. Это было первое правило – никогда не прикасаться к тому, что тебе не принадлежит. Второе правило –  всегда помогать окружающим: друзьям, соседям, просто незнакомым людям, если кто-то заболел или нужно срочно вызвать машину. А в горах для пары было немыслимо проехать мимо людей с детьми или даже просто стоящих на обочине – вдруг им нужна помощь?

    Почти полвека прошло с тех пор, как Бишкек начал приобретать современное обличье. А труд тех незнакомых нам людей живет. И пока он живет, наш город не разорвет связь со своим прошлым. Как бы сильно не тянули.

     

    Кыргызский государственный цирк
    Кыргызский государственный цирк

     

     

    Леонид Семенович (в центре) на работе в Ботаническом саду
    Леонид Семенович на работе в Ботаническом саду
    Ветеран ВОВ Леонид Чешев
    Ветеран ВОВ Леонид Чешев