Об отставке главного милиционера Мелиса Турганбаева на днях заговорили в соцсетях. Сообщалось, что он уже написал заявление и оно лежит у главнокомандующего на подписи. Министр и его пресс-служба сразу же опровергли эти сведения. Это и не удивительно, ведь он считает, что добросовестно исполняет свои обязанности. А о своих промахах, похоже, не помнит. K—News решил освежить память Мелису Турганбаеву.
«Мелис байке»
В должности главы Министерства внутренних дел Мелис Турганбаев около полутора лет. Еще в бытность замминистра МВД, он прославился как«Мелис байке», благодаря сотруднице «РСК банка» Назик Чодроновой в 2013 году.
Этот случай бы все забыли, если, придя на должность министра, он бы выполнил свои обещания – провел кардинальную реформу милиции, боролся с коррупцией и преступностью, искоренил землячество и трайбализм, сотрудничал со СМИ и гражданским обществом. Однако, напротив, в стране растет количество преступлений, изменения только формальные и «серые» схемы никуда не делись, яркий пример тому – недавний случай в Академии МВД.
Но стоит отметить, что участковых пунктов милиции стало больше, строится социальное жилье для сотрудников, начальники ОВД стали чаще встречаться с местным населением, проводятся профилактические беседы. Нельзя не заметить, что уменьшились животы милиционеров. Ведь сам Мелис Турганбаев приказал сотрудникам следить за размерами своего «авторитета», чтобы отсутствие накачанного пресса не мешало преступников догонять.
Убийство Анапияева
Прошел год, как убили члена ОПГ Алманбета Анапияева в Минске (Беларусь). Глава МВД Мелис Турганбаев с большим энтузиазмом взялся за расследование и сразу же заявил, что берет под личный контроль раскрытие преступления. Спустя буквально несколько дней он озвучил даже имена троих подозреваемых. Сразу же нашелся свидетель – Гульжигит Абилазизов, готовый дать показания. В МВД его представили как помощника Анапияева, который якобы видел, что его бывшего патрона убили Жаныш Бакиев и его приближенные – Айбек Абдаразаков и Рустам Сайдуев. Все трое находятся сейчас в Минске.
МИД и Генпрокуратура выступили с резкой критикой властей Беларуси, отказывающей в экстрадиции Бакиевых. Позже в интернете были опубликованы доказательства, что Абилазизова в Бишкек доставили сотрудники Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД КР, то есть подчиненные Турганбаева.
Что связывает министра с основным свидетелем убийства Анапияева? И какое он имеет отношение к этому громкому преступлению? Эти вопросы так и остались без ответа. Главный милиционер страны жутко не любит, когда их ему задают. В день годовщины убийства члена ОПГ корреспондент K-News решил узнать, когда министр исполнит обещание и раскроет убийство, но Турганбаев отказался комментировать. Он раздраженно заявил, что «не видел и видеть не хочет» фотографии, где его сотрудники в аэропорту Шереметьево сопровождают предполагаемого убийцу кримавторитета.
Камила Дуйшебаева
Второй год милиция не может раскрыть и убийство Камилы Дуйшебаевой.
Имя девушки всячески очернялось, бывший глава МВД Абдулда Суранчиев заявил, что она «вела легкий образ жизни».
Почти сразу после этого Суранчиев должности лишился и на его место пришел Турганбаев. Тогда же в деле всплыли громкие имена, в частности, стало известно, что накануне исчезновения девушка встречалась с братом экс-генпрокурора, а ныне депутата ЖК Аиды Саляновой –Калыбеком, а также адвокатом пострадавших 7 апреля 2010 года Осунбеком Жамансариевым. По словам отца убитой, его дочь была знакома с этими мужчинами.
Случай вызвал огромный резонанс в обществе. В милиции уверяли, что вот-вот задержат убийцу. «Круг подозреваемых очерчен. Разыскные мероприятия ведут самые лучшие оперативные работники», – уверяли в МВД.
Так прошло два года…
Теперь министр оправдывает свое бездействие тем, что «убийство девушки уже превратилось в политику».
Побег из тюрьмы
Еще один явный провал Турганбаева – спецоперация по задержанию преступников, которые в ночь на 12 октября 2015 года убили сотрудников СИЗО-50 и сбежали из учреждения. Пятерых беглецов задержали сразу же. Еще четверо скрылись и только один взят живым. Двое из них убиты при задержании, хотя особо ярого сопротивления не оказывали и были вооружены лишь кухонными ножами. Против вооруженных до зубов спецназовцев.
Последнего, четвертого застрелили в микрорайоне «Достук» 22 октября 2015 года. В результате действий милиции тогда погибли двое мирных жителей и боец спецназа СОБР. Ответственность за смерть гражданских никто не понес.
Недореформы в МВД
О кардинальных изменениях в системе органов внутренних дел говорят уже не один год. И ни один министр пока не воплотил их в жизнь. Мелис Турганбаев не стал исключением. По постановлению правительства в рамках реформы милиции определены три основных направления – образовательное, организация управления внутренних дел и повышение кадрового потенциала.
По словам гражданских активистов, начатая в 2013 году реформа кардинально ничего не поменяла. «Результатом остаются пытки со стороны правоохранительных органов. Люди просто чаще умалчивают об этом. Формально, на бумаге, реформа МВД началась, но нужно еще много работать, чтобы начались какие-то действия. Мы не критикуем милицию, но мы ни разу не слышали нормального отчета перед Жогорку Кенешем о том, каких результатов добилось МВД», – сказал член гражданского союза «За реформы и результат» Тимур Шайхутдинов.
В милиции к заслугам относят новые критерии оценки деятельности сотрудников. Правоохранителей уже оценивают по-новому и в ведомстве уверяют, что прогресс налицо – со стороны общества уже наблюдается улучшение мнения о работе сотрудников милиции, население более охотно идет на контакт с «человеком в форме». Однако факты опять же говорят об обратном. Только 34% пострадавших обращаются с заявлением в милицию и лишь 25% из них решились прийти лично в отделение и написать объяснительные. 63% преступлений остались незаявленными. О каком доверии милиции может идти речь?
Полный провал случился и с проектом «Безопасный город». Камеры только в этом году установили в нескольких местах. Пока система работает лишь в одном направлении – фиксирует нарушение скоростного режима и «выписывает» штрафы. При этом квитанции на оплату приходят владельцам авто, многие из которых продали «железных коней» 5–10 лет назад.