Сегодня мы беседуем с председателем коалиции «За открытое образование» Чоробеком Сааданбековым.

– Сегодня коалиция поднимает вопросы авторского права и вопросы доступа к открытому образованию. Каковы законодательные реалии и на что нацелена ваша инициатива «Право на чтение – Право на знания»?

– Кыргызские законы по охране авторских прав запрещают копирование, изменение и распространение произведений в цифровом формате без разрешения правообладателя, в противном случае эти действия будут расценены не иначе как пиратство. Мы считаем, что разработанные в прошлом столетии антипиратские технологии демонстрируют устаревшие подходы индустриальной эпохи и мешают развитию кыргызского общества.

В условиях бурного развития доступного и быстрого Интернета законодательство в области авторского права нуждается в модернизации.

Мы предлагаем ввести в законодательство концепцию свободных лицензий, когда автор ставит знак с двумя СС (Creative Commons), и тогда это произведение можно свободно распространять в сети. Другое наше предложение – это передать в общественное достояние все, что создается на средства из госбюджета. В рамках модернизации предлагается закрепить законодательно требование о том, что все произведения, издаваемые за счет бюджетных средств, должны быть лицензированы под открытыми лицензиями, в том числе и все произведения, входящие в школьную программу. Мы не объявляем войну авторам, мы хотим узаконить возможность налогоплательщикам в образовательных целях иметь беспрепятственный доступ к произведениям, создающимся за их же деньги.

Также предлагается дать библиотекам и образовательным учреждениям возможность самостоятельно оцифровывать и размещать в Интернете книги образовательного характера без согласия правообладателей. Это делается, в том числе и для того, чтобы узаконить то, что происходит сейчас в дистанционной форме образования – преподаватели и так все оцифровывают и раздают студентам, но фактически редко берут разрешения у самих авторов. Вполне нормальные и разумные требования, не правда ли? Многие из них реализованы в разных странах мира.

В Кыргызстане, как и во всем мире, авторское право было разработано в середине ХХ века, когда даже не могли представить появление Интернета. Однако сейчас настало время пересмотреть его. Например, если бы не было торрентов, мы многие фильмы вообще не видели, а сейчас их столько, что даже смотреть не хочется.

– Как вопросы авторского права решают проблемы образования?

– В рамках своей страны мы должны пойти по пути либерализации авторского права и сделать образовательный контент более доступным. Как известно, знания – основной ресурс развития, и чем более открытым будет доступ к знаниям, тем быстрее мы будем развиваться, тем больше в цифровой среде будет информации о нашей стране, соответственно мы создадим свое цифровое поле и будем способны более эффективно защищать национальные интересы при информационных атаках.

Введение свободных лицензий позволило бы решить проблему дефицита учебников в школах и легализовать дистанционное обучение.

Дефицит книг в школах составляет порядка 6-7 млн экземпляров. Сроки изготовления одного наименования учебника могут доходить до четырех лет. За это время многое из его содержания теряет актуальность и появляется необходимость в разработке новой книги. Процесс этот, как вы понимаете, бесконечный и дорогостоящий. Его можно было бы ускорить многократно, разрешив отсканировать исходник произведения. Однако издательский дом, выполняющий госзаказ по печати учебников и владеющий авторскими правами, запрещает это делать. Сделав лицензии открытыми, вместо того, чтобы каждый год печатать несколько миллионов учебников в бумажном виде, мы могли бы распространять их в электронном формате.

– Какую роль в этом вопросе играют библиотеки?

– Библиотеки в Кыргызстане держат большие книжные фонды, однако не могут их оцифровать, если даже оцифруют, то не могут распространить для чтения, единственно, что они могут – это скопировать в одном экземпляре, если книга потерялась и надо ее восстановить.

Законодательный барьер мешает и развитию дистанционного образования. Преподаватель может дать студенту копию книги, которую он считает обязательным для прочтения, но, тоже самое преподаватель не может сделать для студентов дистанционной формы обучения, поскольку для этого книгу необходимо оцифровать и выложить в Интернет.

Сейчас от имени Библиотечно-информационного консорциума и инициативы «Право на чтение – Право на знания» готовится пакет документов по совершенствованию законодательства КР в области авторского права для обеспечения свободного доступа, который и будет вынесен на рассмотрение в «Кыргызпатент» и далее в  Жогорку Кенеш. В ходе международной конференции «Авторское право в цифровой среде: вопросы доступа к информации и знаниям» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан», прошедшей в Бишкеке, выработаны предложения и рекомендации, которые также будут учтены при разработке поправок.

– На конференции ведь обсуждали вопросы и доступа к образованию для людей с ограниченными возможностями здоровья?

– Одним из вопросов, рассмотренных на конференции, был вопрос присоединения Кыргызстана к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения к опубликованным произведениям. Оцифровка позволит дать доступ к огромному банку знаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Достаточно оцифровать книгу, после чего можно использовать программы – синтезаторы речи, которые зачитывают текст на экране. Люди с ослабленным зрением могут увеличивать шрифты и без проблем читать тексты. Мы подготовили изменения к Закону «Об авторском праве», немного расширив его в той части, что пользователями могут быть не только ЛОВЗ, но и те, кто ищет материалы и ресурсы в личных и образовательных целях. Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев на конференции отметил, что полностью поддерживает данную инициативу.

Беседовала Диана Эсеналиева.

Для справки:
Цель инициативы «Право на чтение – Право на знания», осуществляемой Ассоциацией «Библиотечно-информационный консорциум» в сотрудничестве с Фондом «Сорос-Кыргызстан», – это продвижение идей открытого доступа к образовательным ресурсам в цифровом формате.

Поделиться