Дизайн-индустрия в Кыргызстане приятно удивляет. Работы, представленные на ежегодных конкурсах Red Jolbors Fest и Design Cup, тому подтверждение. Дизайнеры представляют все больше и больше интересных творений, по достоинству оцененных и за рубежом.
Вместе с популярностью растет и количество скандалов. Только за последние пару месяцев было несколько разбирательств по поводу «воровства» идей. Отечественный дизайн-критик Никита Тарасенко, несмотря на то, что частенько ругает кыргызских художников, считает, что в сфере дизайна Кыргызстан уверенно шагает вперед. Однако нередко под видом своих креативных работ наши мастера выдают чистой воды плагиат.
«Некоторые даже не знают, что так нельзя. Но крупные компании делают это намеренно, чтобы уже на известных брендах раскручивать свои. Дело в том, что у нас законы в сфере авторского права практически не отлажены. Так делать нехорошо, потому что таким образом недобросовестные дизайнеры позорят нас перед коллегами из-за рубежа», – считает критик.
Он отметил, что еще одна причина плагиата в КР – заказчики обращаются к иностранным разработчикам. «Зачастую производители думают, что отечественные дизайнеры не смогут создать качественное эксклюзивное лого, и поэтому заказывают работы не здесь. Однако нередки случаи, когда и иностранные художники подставляют заказчиков, продавая им не свои работы», – говорит Тарасенко.
K-News составил список компаний, которых уличили в плагиате.
#5 Molocow
На днях в интернете разгорелись споры вокруг концепта молочной продукции I-Media Creative Bureau. Креативный дизайн студии сначала похвалили пользователи сети. Проект даже опубликовал популярный российский портал, специализирующийся на подобных темах – What the Pack. Все бы ничего, вот только в комментариях посыпались недовольства, мол, подобный концепт-проект уже год как существует. Схожи даже названия – Луноко. «Концепция упаковки «Похищение коровы» разработана год назад в AIR BRAND AGENCY дизайнером Екатериной Терпитской», – написали в комментариях представители российской дизайн-студии.
Однако здесь Никита Тарасенко заступается за отечественных дизайнеров и считает, что случай с Molocow/Луноко – лишь совпадение образов. «Оно и понятно, как его по-другому нарисовать. Графика абсолютна разная. Нет повтора, нет перерисовки коровы с йогурта», – утверждает Тарасенко.
#4 Куликовский
Следующим в нашем списке стал кондитерский дом «Куликовский», который в 2012 году поменял логотип. Новый дизайн отлично смотрелся на продукции, однако было одно существенное НО. В форуме отечественных дизайнеров очень быстро разоблачили разработчиков, пригласили в обсуждение даже художника, у которого и был сворован оригинальный дизайн, – Влада Валарте разрабатывала его для студии красоты. «Я не знаю, кто делал логотип для тортов, но могу сказать, что этот человек не любит то, чем занимается, кроме того, своим недобросовестным отношением к делу он ввёл в заблуждение кучу людей и поставил в неудобное положение меня и своего заказчика. Поэтому, я бы порекомендовала ему перестать заниматься дизайном, а в его случае бездумной штамповкой», – прокомментировала она.
Компания тогда сразу же признала свою ошибку, но отметила, что очень много средств ушло на ребрендинг и запустить его снова сразу же не получится. Чуть позже логотип на самом деле поменялся, однако кардинальных изменений в нем не было.
#3 Let’s go
Дизайн недавно появившейся на рынке питьевой воды Let’s go, как оказалось, тоже плагиат, который украден у болгарской минеральной воды Devin.
Довольно странно, потому как отечественная фирма Let’s go выпустила газированные напитки с отличным дизайном, который нарисовал кыргызский мастер. Яркие бутылки с удачным лейблом привлекают внимание покупателя.
Почему же фирма не прибегла к услугам отечественных умельцев и при разработке воды – непонятно. Скорее всего, компания сначала выпустила в продажу воду, а после разговоров о плагиате решила все-таки просить помощи кыргызских дизайнеров. Тем не менее, как рассказал Никита Тарасенко, компания Devin не намерена спускать такое дело с рук плагиатчикам и, вполне возможно, будет судиться.
#2 «Абдыш-Ата»
Чем ближе к победителю, тем четче можем видеть, что отечественные компании не стесняются воровать не только лого, но и дизайн рекламных кампаний. Яркий пример – «Абдыш-Ата», которая производит «Живое пиво». Здесь горе-дизайнеры не постеснялись полностью скопировать, ничего не меняя. Ниже приведены лишь только несколько примеров плагиата, которые нашел дизайнер Никита Тарасенко, возможно, компания делала так еще очень много раз.
#1 «Аю»
Одна из самых популярных компаний, производящих алкогольную продукцию, не отказывает себе абсолютно ни в чем. Даже в том, чтобы нагло воровать дизайн у других компаний. «Аю» имеет в своей линейке десятки разновидностей спиртных напитков с разными красивыми бутылками, разработчиками который являются специалисты из-за рубежа и сделаны они отнюдь не для аюшников. Скопипастили даже названия. Разве что перевели на кыргызский некоторые из них. Компании «Аю» присуждается первое место в списке главных плагиатчиков страны!
А в прошлом году компания «Bear Beer» (торговая марка «Topoz»), входящая в состав холдинга «Аю Групп» нагло украла для питьевой воды «Колибри» логотип новосибирского производителя «Норинга». изменилось только название – «Норинга» стала «Колибри». Российское ООО «Компания «Чистая вода» даже намеревалась подать иск в суд о возмещении многомиллионного ущерба за нарушение авторских прав.