«Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо – разбор фильма. Читать это невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!» «Что теряет режиссер на съемочной площадке», интервью кинорежиссера Романа Балаяна «Независимой газете», 2004 год.
Выставка стрит-арта «Дубал» прошла в Бишкеке в минувшие выходные. Стены Киргизского национального музея изобразительного искусства приняли образцы творчества художников PIZ, CHERVI, Andrey, арт-групп DOXA и REPAS и других. Изначально для уличного искусства выделили два дня – субботу и воскресенье, но выставка привлекла такое внимание публики, что ее даже решили продлить. Корреспондент K-News решил выяснить, что является привлекательным в такого рода искусстве, что заставляет некоторых людей снова возвращаться к тому, что другим кажется бессмыслицей.
Искусство граффити может быть всяким, но на этот раз на выставке подобрались исключительно мрачные образцы. Многие по своему наполнению пронзительны до физической боли. С картонных щитов человеческими глазами смотрели живые эмоции. Но разговор с одним из граффитистов выдвинул на первый план прозаическую сторону работы художника. Andrey, по его словам, видел в своих картинах не более чем эксперимент с техникой и цветом. Но ведь одно дело – реалистично воспроизведенные блики на зубах, а совсем другое – красочное месиво из костей, окурков и ухмыляющихся свиных рыл на рисунках Chervi.
Захотелось разобраться, только ли у меня подошвы красные. И прочие зрители не разочаровали.
«На первой всё сложно как-то. Будто этот «дракон» или «зверь» задыхается и вот-вот умрёт в страшных муках. Вторая вызывает ужас, сострадание. Дети растут, беря пример с родителей. Тут буквально это показано. Сын страдает от этого. Третья – своей слепой любовью мы делаем из детей животных. Малышку-свинюшку жалко стало, что её замучили так. А вот коробка с грибами улыбнулась. Этакая сатира на телевидение – глюки, которые придумали мы сами для себя. Смотришь в пустую коробку и видишь там то, что хочешь видеть. Мне кажется, в этом творчестве – боль. Там жуткий хаос и разруха. Как будто внутренний мир автора похож на полуразложившийся труп». (Мнение одного из зрителей).
«На первой я вижу что-то вроде черепа дракона. На второй – кошмарный мальчик, в детстве он просил отца не пить, чтоб в будущем не быть похожим на него. На третьей – девушка: быть может, она красива, но ей кажется, что нет. Ну и грибы на экране телевизора – как будто этим автор хотел показать, как иногда телевидение засоряет мозги людям». (Мнение одного из зрителей).
«Череп дракона с унылыми глазами. Вторая говорит, что, прежде чем кого-то учить, посмотри в зеркало. Третья –некрасивых девушек «не бывает». Четвёртая –пропаганда наркотиков по телевизору». (Мнение одного из зрителей).
Каким предстает центральное лицо картины, по их мнению? Ребенок и заложник медиапространства с его искаженной шкалой хорошего и плохого, постоянный объект воздействия и его жертва. Разве не таким изображают современного человека психологи и социологи?
По словам самого Chervi, понятие информации – действительно одно из важных значений в толковании символов его работ: «Черепа – это символ пустоты. Тут хранится самое важное, но впоследствии ничего не остается, и неясно, куда все уходит и зачем так бережно хранилось», − объясняет молодой человек.
Однако нашлись и те, кто не видит в подобного рода картинах ничего. Это были, как правило, люди с техническим складом ума и не очень эмоциональные. Чем отличаются одни красные подошвы от других, объяснил психотерапевт.
«Основное здесь – проекция. На непонятных изображениях человек видит то, что имеется в его опыте, что ему знакомо. Символы несут в себе смысл в зависимости от того, что это значит конкретно для этого человека. Например, свинья – для кого-то это что-то вкусное, а для кого-то – символ грязи. Но главное, если человек видит что-то, значит, он хочет это видеть. Это свойственно всем людям одинаково, никто не может видеть более объективно, чем его сосед. Неприятные человеку свиньи значат то, что он очень хочет быть чистым, не признает нечистоты. Эту теорию предложил еще Зигмунд Фрейд», − рассказал он.
Кстати, про свиней и сам автор говорит нечто подобное: «Когда я был маленьким, я видел задавленных мертвых поросят, и это ярко запечатлелось в моей памяти. Став старше, я познакомился с понятием «харам» в исламе и не только, там свиньи – это нечистое. Свиньи для меня – символ изгоев, аутсайдеров, деклассированных элементов, низшей касты. Кстати, часто именно аутсайдеры формируют новые направления, которые потом становятся мэйнстримом».
Однако Chervi признается, что он не любит ограничивать людей личным толкованием своих граффити. По его словам, зачастую люди действительно находят в них смысл, которого он не закладывал. Выходит, подошвы все-таки красные.
«Как смотреть на мир – выбор каждого. Каждый имеет право быть собой», − говорит Chervi.