Сегодня в парламенте вновь потребовали пригласить Темира Сариева и бывшего министра транспорта Аргынбека Малабаева. Они должны ответить на вопросы депутатов по вопросу тендера на реконструкцию дороги Балыкчи – Корумду. Вчера на протяжении четырех часов законодатели обсуждали этот вопрос. Что только ни говорили и кого только ни слушали депутаты, но так и не смогли принять решение. Окончательный вариант документа решено доработать и принять сегодня. От решения парламента также зависит и политическая карьера Темира Сариева.
Депутатская комиссия обвинила Сариева
Депутатскую комиссию создали по инициативе лидера фракции «Кыргызстан» Каната Исаева. Сообщалось, что руководство Минтранса ненадлежащим образом исполняло свои обязанности при проведении государственных закупок услуг по реконструкции дороги Балыкчи – Корумду.
Депкомиссия считает, что при заключении тендера допущен ряд нарушений. При согласовании проекта бывший премьер-министр Темир Сариев, не имея согласия Минэконома и даже несмотря на отрицательное заключение Минюста, подписал постановление правительства.
При этом не определены источники финансирования проекта. Нарушением является то, что, несмотря на присутствие экс-министра транспорта и коммуникаций Аргынбека Малабаева на рабочем месте, его бывший заместитель Улан Уезбаев подписал лист согласования за своего руководителя. Департамент дорожного хозяйства при Минтрансе, несмотря на положения о госзакупках о том, что при тендерах приоритет отдается отечественным компаниям, заключил соглашение с китайской Long Hai.
Межведкомиссия обвинила департамент и тендерную комиссию
Межведомственная комиссия пришла к выводу, что Министерство транспорта и коммуникаций всю ответственность за проведение тендерных процедур возложило на Департамент дорожного хозяйства и тендерную комиссию.
Хотя по положению именно Минтранс осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств на развитие, проектирование, строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования.
Отмечается, что руководство Министерства транспорта самоустранилось от выполнения своих функций в вопросе реконструкции дороги Балыкчи – Корумду, в связи с чем нужно рассмотреть ответственность руководства ведомства. На имя премьер-министра Т. Сариева были написаны объяснительные заместителя министра транспорта и коммуникаций Улана Уезбаева и замдиректора Департамента дорожного хозяйства Н. Кайынбаева по ситуации, где вину возложили на министра.
Предыстория
Министр транспорта и коммуникаций Аргынбек Малабаев обвинил своего заместителя Улана Уезбаева в сговоре с окружением премьер-министра Темира Сариева и лоббировании китайской компании. Сариев в ответ обвинял Каната Исаева в лоббировании компании своего сопартийца. Премьер также тогда написал представление об увольнении министра транспорта. В своем заключении депутатская комиссия рекомендовала парламенту отстранить Сариева от должности. Президент поручил АКС, МВД провести проверки.
В итоге премьер Темир Сариев покинул пост до окончательного решения Жогорку Кенеша. Министр транспорта А. Малабаев лишился своего поста. Антикоррупционная служба ГКНБ возбудила уголовное дело по факту проведения тендера на реконструкцию дороги Балыкчи – Корумду. Как стало известно на заседании парламента, в данное время идут следственные действия. К проверке также подключилась и Генпрокуратура.
Ранее директор Департамента дорожного хозяйства при Минтрансе Замирбек Айдаров заявлял, что «работы не ведутся. Ни одного тыйына за 2016 год не выделено. Подрядчик имеет право выставлять штрафные санкции». Однако будучи уже в ранге министра проинформировал, что ремонт автодороги Балыкчи – Корумду продолжается. Премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков в рамках однодневной рабочей поездки в Иссык-Кульскую область лично ознакомился с ходом строительства автодороги Балыкчи – Корумду.
Работы по реконструкции дороги Балыкчи – Корумду начались в ноябре 2015 года и завершатся в 2017-м. Реконструкция указанного отрезка дороги вокруг Иссык-Куля обойдется почти в 8,7 млрд сомов. На это планируется направить бюджетные средства. Дорога «Балыкчи – Корумду» проходит вдоль северного берега озера.
«Кривые» дорожки на то и кривые, что выводят не туда. Дорожная история должна стать уроком для всех.