Существует притча о том, как уставший в раю от одиночества Адам решил попросить у Бога умную, красивую, послушную и верную спутницу. Бог согласился, но потребовал от него плату в виде одной ноги, руки, глаза и еще чего-то. Адам же спросил: «А что ты дашь за ребро?»
Можно по-разному трактовать и ответ Адама Богу, и полученный результат. Ясно одно – за жадность Адама поплатились мы, женщины, которые, несмотря на столь малую жертву, совмещают в себе шесть лиц. Согласно древнеиндийскому выражению, хорошая жена трудится на тебя, как слуга, дает советы, как советник, прекрасна, как богиня красоты, спокойна и вынослива, как земля, кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как гетера.
У Августина Блаженного есть свое объяснение этому факту, он говорит, что «Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы; если бы рабою, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра». ( Августина Блаженного − в глашатаи гендерного равенства!) Жаль, что не все понимают это.
Я предлагаю вам совершить небольшое исследование, как в изречениях народной мудрости рассматривались вопросы гендерного равенства и насилия.
В толковом словаре пословица трактуется как краткое народное изречение, законченное высказыванием с назидательным смыслом.
Еще Лев Толстой, реформатор многих устоявшихся стереотипов, заметил, что «существует странное, укоренившееся заблуждение в том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, и что делать это мужчине даже стыдно. А между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто совершенно не занятому, заниматься пустым времяпрепровождением, в то время как усталая, часто ослабленная или даже беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит ребенка».
Так неужели мы до сих пор стоим на месте и со своим упертым стереотипным мышлением не хотим, именно не хотим идти вперед? Почему даже по прошествии стольких лет после высказывания великого классика нам непонятно еще, что через отношение к женщине мы показываем свою воспитанность и право называться человеком.
«Женщина. Уже одно это слово делает нас мужчинами» (Н. Векшин).
Но, как показывают жизнь и наблюдения из нее, оформленные в виде народных умозаключений, не все считаются с вековой мудростью народа. Они почему-то руководствуются методами силы и в доводы приводят следующее:
О женщинах, как о покойниках, надо говорить либо хорошее, либо ничего. (Это надо же такое выдумать! Это мое уязвленное «я» возмущается.)
Отчего Бог сперва не создал женщину? Оттого, что Господь знал, что с женщинами ничего нельзя начать. (Вы думаете, что это на самом деле так?)
Женщин нельзя брать на работу: если попадется плохая, пострадает работа; если хорошая – пострадаешь сам. (Ну никак не угодишь!)
Женщина хочет, чтобы все было, как она хочет. Если бы Бог хотел того же, то жизнь на Земле осталась бы на одноклеточном уровне своего развития: питаться, размножаться и развлекаться. (А вам не кажется, что вы адресом ошиблись?)
Любая женщина кажется красивой в темноте, издалека и под зонтиком. (А кто же номер телефона просит?)
У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной – сколько у двух. (Неправда ваша!)
Женщины имеют только одно средство делать нас счастливыми и тридцать тысяч средств – составлять наше несчастье. (Гейне). (И он туда же…)
А послушайте, как чудовищно оправдывается насилие над женщиной в некоторых пословицах.
У мужа сила в кулаке, у жены – в слезах. (Азербайджанская пословица).
Кобыла хороша резвая, жена – расторопная. Если их не бить – откуда возьмется прыть. (Узбекская пословица).
Если не укажешь жене на ее недостатки, она найдет их в тебе. (Абхазская пословица).
Если жену не побить, она еще подумает, что уже стала вдовой. (Армянская пословица).
«Груза меньше» – сказал капитан, выбрасывая за борт жену. (Английский фольклор).
Мужчина, наставляемый женщиной, подобен женщине. (Осетинская пословица)
Всякий человек может быть женатым, но не всякая жена может быть человеком. (Армянский фольклор).
Все. Мое «я» просится наружу и хочет зло выругаться. Но делать я этого не буду, хотя бы потому, что «как бы плохо не думали мужчины о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже». Это, конечно шутка, и, кстати, сказанная мужчиной. Я хотела бы привести в пример другие пословицы тем, кто «читает неправильные книжки».
Быть женщиной требует большего мужества, чем быть мужчиной. (В.Надеждин).
Покажи свою жену, и я скажу, что ты за человек.(Испанская пословица).
Если женщина надела фартук, то у нее уже нет времени быть плохой. (Болгарская пословица).
Когда женщина откровенно плоха, она, по меньшей мере, честна. (Латинская пословица).
Когда ты говоришь о женщинах, подумай о своей матери. (Испанская пословица).
Бог не может поспевать везде, и поэтому он создал матерей. (Комперт).
Женщина – самое могущественное в мире существо, и от него зависит, направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог. (Г. Ибсен).
Стоп! Прочь феминистские взгляды, хватит упиваться восхвалением женского рода. Я знаю, что мужчинам тоже приходится несладко в этой сутолоке жизни. Я прошу их оставаться мужчинами и помнить, что:
- Мужчины, которые не прощают женщинам маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами. (Д. Джебран.)
- А еще дайте своим милым и нежным почувствовать себя героинями романов, где можно «забраться ему в карман и жить там всегда, чувствуя свою полную безопасность».
- А всем задуматься о том, что гендерный баланс не должен достигаться какими-либо кардинальными мерами, он придет, если мы будем помнить, что –мужчина и женщина – это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда. (Д. Мадзини.)