Омбудсмен Кубат Оторбаев вновь поднял вопрос о химической кастрации педофилов

Автор -
761

Омбудсмен Кыргызстана Кубат Оторбаев вновь поднял вопрос наказания педофилов в Кыргызстане. Выступая на заседании фракции «Онугуу-Прогресс», он отметил, что что за последний год совершено 182 преступления сексуального характера против детей. Оторбаев призвал последовать примеру Казахстана, который недавно принял решение о химической кастрации за подобные преступления.

Представляем читателям полный текст выступления омбудсмена. Стилистика и орфография аппарата акыйкатчы сохранены:

«Уважаемый Бакыт Эргешович!

Уважаемые депутаты и участники заседания!

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным международно-правовым документом о правах ребёнка является Конвенция о правах ребенка.

12 января 1994 года Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, тем самым приняла на себя обязательства перед мировым сообществом. Цели и стратегии, принимаемые в рамках международных норм, закладывают полезную международную основу для национальных стратегий по сокращению насилия и  нарушений прав ребенка.

К сожалению, проблемы насилия детей в Кыргызстане в последнее время стали тревожить всю общественность страны, и в том числе институт омбудсмена. Динамика применения насилия в отношении детей каждый раз увеличивается и приобретает изощренный характер. Анализ текущей ситуации показывает, что жертвами насилия чаще всего становятся дети. Семейное насилие в отношении детей в различных его формах (физическое, сексуальное, психологическое) вызывает большую обеспокоенность.

За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Кыргызской Республикой, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению кыргызского законодательства в соответствие с Конвенцией. Как показывает статистика, несмотря на реформы в законодательстве, видимых улучшений в сфере защиты детей от жестокого обращения до сих пор не наблюдается.

В настоящее время из года в год растет количество преступлений, совершенных против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних.

По данным МВД КР, в прошлом году в отношении детей совершено 1019 преступлений, в том числе, 182 преступления сексуального характера. Из них:

  • по ст. 129 УК (изнасилование) – 74;
  • по ст. 130 (насильственные действия сексуального характера) – 27;
  • по ст. 131 (понуждение к действиям сексуального характера) – 8;
  • по ст. 132 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста) – 36;
  • по ст. 133 УК (развратные действия) – 37.

Стоит отметить, что проводимая правоохранительными органами работа по борьбе с указанным видом преступности в целом не приносит желаемых результатов, что нередко обусловлено сложным характером механизма совершения сексуальных действий против детей. Опираясь на исследования, проведенные институтом омбудсмена, можно отметить, что чаще всего дети подвергаются сексуальному насилию со стороны близких людей и родственников.

Многие родители в силу объективных и субъективных факторов не уделяли семейным ценностям должного внимания. Во-первых, результатом такого отношения явился распад семей, увеличение количества одиноких родителей, которым материально и психологически очень трудно воспитывать несовершеннолетних детей. Во-вторых, необходимость поиска работы вынуждает большое количество родителей выезжать во внутреннюю или внешнюю миграцию и оставлять детей на попечение родственников или оставлять их в учреждениях интернатного типа.

И именно в таких семьях зарегистрировано большое количество случаев жестокого обращения и насилия в отношении детей. Исследование института омбудсмена показывает, что в Кыргызстане существуют две основные социальные зоны распространения насилия в отношении несовершеннолетних: насилие в семье и насилие в учреждениях для детей, но чаще происходит в семьях.

В этой связи как омбудсмен предлагаю ужесточить санкцию наказания за насилие детей в УК КР, вплоть до пожизненного лишения свободы, в частности ст. 131, 132, 133, то есть за понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с детьми и за развратные действия. В нынешней реакции УК КР предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком лишь до 5 лет. Это издевательство над обществом и детьми!

Также необходимо подумать над тем, чтобы законодательно закрепить нормы о применении химической кастрации преступников. Стоит отметить, что в апреле сего года в Казахстане начал действовать новый закон «О химической кастрации педофилов».     

Уважаемые депутаты и коллеги! Исходя из этого, хотелось бы обозначить свою четкую позицию по обсуждению практики возврата к институту смертной казни в КР, вне зависимости от степени общественной опасности того или иного деяния.

С обретением независимости Кыргызстан стал членом ООН и мирового сообщества, присоединился к Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., к факультативному протоколу  Международного пакта о гражданских и политических правах.

В 1998 г. в Кыргызстане введен мораторий на исполнение смертных приговоров. Мораторий на смертную казнь, объявленный в стране, был первым шагом к признанию кыргызским государством права человека на жизнь. Очередным решительным шагом было введение в Конституцию нормы, отменяющей смертную казнь. В 2007 г. принят закон, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс КР, заменяющих смертную казнь на пожизненное лишение свободы. Таким образом Жогорку Кенеш КР принял пакет законов по гуманизации уголовного законодательства, и его нормы, в том  числе касающиеся права на жизнь, приведены в соответствие с международными нормами. 27 июня 2010 г. на референдуме принят действующий вариант Конституции, в которой закреплено, что каждый имеет неотъемлемое право на жизнь; никто не может быть произвольно лишен жизни; смертная казнь запрещается.

Таким образом, возврат к применению смертной казни противоречит действующему варианту Конституции КР, а также нормам международного права, которые ратифицировала Кыргызская Республика. В этом случае недостаточно ограничиваться только внесением изменений в Конституцию через референдум, но Кыргызстану, как демократическому, правовому и светскому государству, придется отказаться от всех ранее взятых на себя обязательств в сфере защиты прав и свобод человека.

В практической плоскости наша позиция обусловливается прежде всего тем, что смертная казнь:

  • не в состоянии сдержать рост преступности;
  • есть акт мести государства к человеку, преступные намерения которого порождены самим обществом или спровоцированы неблагоприятной наследственной предрасположенностью;
  • особенно опасна тем, что этой жестокости со стороны государства может подвергнуться невиновный.

Тем самым, учитывая то, что человек в естественном порядке является «продуктом» того или иного социума (вне рамок которого он перестает быть гражданином, имеющим те или иные обязанности), становится очевидным, что в конечном итоге ответственность за действия каждого индивидуума (его становление как личности) лежит на социуме, т.е. на обществе и государстве в целом.

Кроме того, необходимо учесть практику несовершенства законодательства, а также системные проблемы в правоохранительных и судебных органах, которые могут существенно повлиять на объективность, беспристрастность и законность судебного разбирательства и вынесенных решений в отношении граждан. Таким образом, невиновный человек может попасть под стражу как подозреваемый и впоследствии по решению суда лишиться жизни без всяких на то оснований и причин. Как показывает нынешняя практика, в Кыргызстане не искоренены пытки во время следственных мероприятий, и наши анализы показывают, что зачастую сотрудники органов внутренних дел обычно в целях получения признательных показаний применяют пытки в первые часы допроса задержанного.

Также стоит отметить, что статистика обращений в институт омбудсмена показывает о нездоровых симптомах в судебной системе страны. Несоответствие судебных приговоров степени тяжести совершенных преступлений, необъективность, личная заинтересованность судей при вынесении решений, а также системная коррупция – все это, к сожалению, играет против применения смертной казни по отношению к осужденным.

Продолжая вышесказанное, хотелось бы отметить, что лишение человека жизни (пусть даже на законных основаниях) будет по сути означать снятие ответственности государства и общества за воспитание человека как личности. Что может привести к дальнейшей деградации и ожесточению общества, а в лучшем случае к застою в правосознании.

При этом важно понять, что условием развития любого государства (и общества) являются поступательные шаги, прежде всего в области духовного правосознания и культуры, которые естественно не предполагают собой введение каких-либо насильственных действий.

Таким образом, считаю, что введение смертной казни будет являться по сути отказом правового государства в своих намерениях по воспитанию духовных ценностей, без которых развитое общество не сможет существовать.

Как родитель я за отмену моратория на смертную казнь, но как омбудсмен должен отметить, что в нынешних реалиях моментально мы не сможем вернуться к практике применения смертной казни к педофилам. Я хочу добавить, что надо закрепить такую норму в законодательстве, в соответствии с которой педофилы никогда не подпадали бы под амнистию.  

Спасибо за внимание!»

Поделитесь новостью