Сегодня на конференции по не посещающим школу детям стало известно, что процесс присвоения ПИН-кода школьникам планируется закончить к ноябрю 2016 года.
«Невидимые» дети
Министр образования и науки Эльвира Сариева отмечает, что статистические данные о детях, не посещающих школы, разнятся. Каждое ведомство приводит разные данные. Часто у Минобразования не сходятся цифры с Нацстаткомом и ОМСУ, каждый считает по-своему. Данные являются противоречивыми, несопоставимыми. К примеру, по данным Минобраза, охват дошкольным и предшкольным образованием достиг 29%, вместо 18%, которые озвучиваются Нацстаткомом. Проблема в том, что существующие механизмы выявления и учета не срабатывают в должной мере. К несоответствиям приводит отсутствие единой базы данных всех учащихся. В связи с этим Министерство образования и науки КР совместно с Государственной регистрационной службой при правительстве КР присваивает всем школьникам персональные идентификационные номера с привязкой к ПИНам родителей.
Кто в числе «прогульщиков»?
Основными причинами непосещения детьми школы являются личностные, семейные и социальные факторы, в числе которых болезнь ребенка, ограниченные возможности здоровья, последствия миграции, правонарушения, трудовая занятость детей во время сезонно-полевых работ.
Детей по осени посчитают
Оцифровка данных свыше одного миллиона школьников началась в апреле этого года и реализуется поэтапно по географическим делениям. По словам министра Сариевой, весь процесс планируется завершить осенью. Ранее ГРС совместно с МОиН обещали провести его в двухмесячный срок и полностью оцифровать данные более одного миллиона учащихся школ. Каждая образовательная организация собирает стандартизированные списки учащихся (с 6 до 18 лет), сдает в район, где они забиваются в систему через ноутбуки, предоставленные ГРС (временно) школам.
Зачем это нужно?
Как заявляют в ГРС, «ПИН-код необходим как государству, так и всем гражданам». Это проводится в рамках проекта создания электронного правительства. ПИН-код вводится для контроля точного количества граждан страны. При сопоставлении полученных данных с регистром всего населения Министерству образования удастся увидеть тех детей, которые нигде не зарегистрированы, не получают необходимой социальной поддержки. Все электронные очереди, планирование мест в школах и детсадах, мониторинг адресности финансирования, питания, спецмедобслуживание, посещение школы детьми и прочее – все это зависит от наличия нормальной базы данных детей.
Что дает ПИН?
Если ваш ребенок будет иметь ПИН, то его можно будет легко найти в случае потери. Так же быстро по номеру можно будет определить его родителей. Электронный код не позволит преступникам вывезти детей за пределы страны. ПИН ребенка будет связан с ПИНом его родителей. При наборе имени ребенка в базе данных по ссылке выходит и информация о его родителях.
ПИН присваивается всем детям – от младенцев до учащихся 11 классов и выдается один раз. В школах процедура по выдаче номера бесплатна. ПИН-код будет храниться только в компьютерной базе данных. Ребенок без персонального номера будет считаться не имеющим отношения к Кыргызстану и никаких документов получить не сможет.
Между родителями и учителями возникли вопросы
В школах учителя с присущей им исполнительностью кинулись выполнять указание министерства по сбору данных. Детей, не предоставивших информацию, выгоняли с уроков. Возмущенные родители считают, что представлять или не представлять свои документы и данные − это их личное право.
Можно и отказаться
Родители имеют право отказаться от ПИНов для своих детей. Для этого они должны обратиться с заявлением в Минобразования. Но в будущем могут возникнуть проблемы, например, при получении паспорта ребенка для выезда за границу. И тогда все равно придется собирать справки и уже платить деньги для получения номера.
Первые результаты кампании
Эльвира Сариева отмечает, что «при наличии конкретных данных, когда можно увидеть, какой ребенок не пришел в школу или сколько раз пропустил и конкретно по каким причинам, мы сможем принять меры в отношении этого ребенка и следить за выполнением этих мер как на национальном, так и на местном уровнях». Так, в ходе проведения сбора информации для ПИНов выяснилось, что 7% школьников в стране не имеют свидетельств о рождении. У некоторых из них нет даже медицинской справки.