Накануне в Свердловском районном суде Бишкека вынесен обвинительный приговор в отношении беглецов из СИЗО-50 и их пособников.
По существу дела
Девять заключенных СИЗО-50 в ночь с 11 на 12 октября 2015 года совершили побег. При этом они убили трех сотрудников ГСИН и тяжело ранили одного. Позже он скончался от полученных травм. Объявлен план «Перехват», в ходе которого пятерых беглецов в ту же ночь задержали на объездной дороге. Четверым заключенным удалось скрыться. Позже троих ликвидировали в ходе задержания. Они оказали сопротивление. Еще одного поймали. Все сбежавшие заключенные являлись членами запрещенной в Кыргызстане исламистской организации «Жайшуль Махди».
На протяжении десяти дней, пока не ликвидировали последнего беглого заключенного, весь личный состав МВД находился в усиленном режиме. Напомним, что практически на третий день поиска беглецов объявлена награда в 300 тысяч сомов за информацию об их местонахождении. Позже награда поднялась до 1 млн сомов. Всего в результате побега и десятидневной операции по обезвреживанию преступников погибли 13 человек. Среди них сами преступники, мирные жители, сотрудники Госслужбы исполнения наказаний (ГСИН) и милиции.
СИЗО №50
СИЗО находится в селе Нижний Нооруз (бывшее село Алга) Ысык-Атинского района Чуйской области Кыргызстана. Оно построено три года назад специально для содержания лиц, совершивших особо тяжкие преступления. После побега заключенных уволены начальник и весь личный состав исправительного учреждения. Кроме того, глава ГСИН Алик Мамыркулов уволил начальников исправительных колоний №2, 3, 8, 16 в рамках кадровой ротации.
Начальник СИЗО-50 Иманкул Тельтаев и ряд должностных лиц СИЗО уволены с формулировкой «за серьезные упущения в работе». Когда прошел ровно месяц с тех пор, как сбежали преступники, бывшего начальника СИЗО-50 Иманкула Тельтаева посадили в СИЗО №1 до окончания следствия. А утром 20 ноября сотрудники тюрьмы обнаружили его повесившимся. Позже уголовное дело было возбуждено уже в отношении начальника СИЗО №1.
Вопросы без ответов
В ходе расследования обстоятельств побега выявлены многочисленные нарушения режима в местах лишения свободы. Как из тюрьмы строгого режима могли сбежать особо опасные преступники? Кому выгодно то, что в тюрьмах не работали видеокамеры? Как у троих задержанных произошел сердечный приступ, приведший к смерти? По предварительным данным, заключенные читали намаз совместно с охранниками, у них были мобильные телефоны, они могли выходить на прогулку, им передавались деньги.
Приговор оглашен
Обвиняемыми проходят сбежавшие из следственного изолятора Алтынбек Итибаев, Азамат Мусуралиев, Данияр Кадыралиев (убиты во время задержания), Таалайбек Жуманов, Бакыт Кенжегулов, Муратбек Жумалиев (скончались в СИЗО-1), Музаффар Уринов, Болот Курбанахунов, Эдиль Абдрахманов. В отношении всех умерших дела прекращены за их смертью. Согласно приговору суда, вина подсудимых полностью доказана, а их заявления о том, что они дали признательные показания во время следствия под давлением и пытками, не соответствуют действительности.
Решением Свердловского райсуда трех подсудимых – Эдиля Абдрахманова, Музаффара Уринова и Болота Курбанахунова − приговорили к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества и отбыванием в колонии усиленного и особого режима по нескольким статьям Уголовного кодекса КР.
Максат Абдрахманов, возивший беглеца Алтынбека Итибаева по Бишкеку, приговорен к четырем годам лишения свободы исправительной колонии особого режима. Нурсият Рыспекова, в чьей квартире скрывался сбежавший заключенный Алтынбек Итибаев, осуждена к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Не забыть важное
Деятельность религиозной организации «Жайшуль Махди», запрещенной на территории Кыргызской Республики, признана экстремистской и террористической. Ранее лидеры и активные члены этой группы были уничтожены в ходе спецопераций в январе 2011 года в селе Беш-Кунгей, в июле и осенью 2015 года в Бишкеке.
На фоне вынесения приговора членам преступной религиозно-экстремистской организации становится известно, что в Бишкеке пресекли преступную деятельность лидеров и членов такой же группировки «Жайшуль Махди», отличающейся крайне радикальными взглядами. Во главе ее стоял гражданин Нарынской области М.Б., 1980 года рождения. По данным 10-го ГУ МВД, лидер этой задержанной группы был осужден в 2011 году на 16 лет лишения свободы, но через два года, в 2013-м, освобожден по амнистии. По сведениям, проводил вербовку граждан в ИГИЛ молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет при посещении мечетей и спортивных клубов.
Заметьте, был осужден на 16 лет лишения свободы, но через два года освобожден по амнистии. Снова вопросы к законодательной системе? Почему же так?
Не секрет, что Кыргызстан рассматривается такими организациями, как «отдел кадров» для пополнения преступных экстремистских группировок.
Будем бдительны!