Европейский Союз в январе текущего года предоставил Кыргызстану статус ВСП+ – Всеобщую систему преференций. О том, что это такое, какие выгоды получит Кыргызстан, как реализовать этот статус, K-News беседует с аналитиком BizExpert Мыктыбеком Осмоналиевым.
— Расскажите подробно, что из себя представляет ВСП+?
— 27 января текущего года Кыргызстан получил статус ВСП+. Эта всеобщая система преференций позволяет нам экспортировать произведенные в Кыргызстане товары в страны ЕС по заниженным либо по нулевым таможенным ставкам.
Как мы знаем, ЕС включает в себя 28 стран с населением 508 млн. Такая возможность имеется у 14 стран мира и плюс у нас. Страну, получившую такой статус, называют бенефициаром либо пользователем ВСП+. Но данная схема не снимает обязательства по качеству, соблюдению таможенных и прочих импортных процедур ЕС, поэтому не стоит забывать о правилах импорта на территорию ЕС.
— Какие виды товаров в каком количестве можем экспортировать в ЕС?
— Присвоение статуса ВСП+ – это политическое решение, и, чтобы получить ее, мы должны были соблюсти 27 международных соглашений, во-вторых, по рейтингу Всемирного банка не классифицироваться как страна с высоким уровнем бедности и, в-третьих, должны не иметь аналогичные или более выгодные возможности, предоставляемые ЕС. Но здесь есть маленький нюанс: каждая страна, импортирующая в Европейский Союз по схеме ВСП+, имеет право на 6,5% от всего объема импорта из стран, импортирующих по схеме ВСП+. И еще 75% всего экспорта в Европейский Союз состоит из не более чем семи товарных групп, т.е. Кыргызстан должен выбрать 7 приоритетных отраслей для экспорта в Европейский Союз.
Говоря о видах товаров, которые могут быть экспортированы из Кыргызстана в ЕС, то перечень товаров не ограничен, но преференции распространяются только на 6 тыс. видов товаров. Но это не означает, что Кыргызстан должен экспортировать товары, на которые действуют преференции. При выборе товаров для экспорта Кыргызстан должен прежде всего изучить потребности рынка ЕС, которые очень разнообразны. Глядя на статистику импорта в ЕС, можно заметить, что из развивающихся стран импортируются:
срезанные цветы и зелень, рыбная продукция, пищевые ингредиенты, свежие фрукты и овощи, натуральные ингредиенты для косметической и фармацевтической индустрии, натуральные камни и ювелирные украшения, древесина и лесоматериалы, вино, швейная продукция, промышленная продукция и даже услуги.
Но стоит отметить, что преференции не распространяются на услуги, а преимущественно ориентированы на сельскохозяйственную продукцию, химические вещества, древесину, резину, швейную продукцию, сырье для швейной отрасли, керамику, стекло, электрическое и машинное оборудование и прочую промышленную продукцию.
Для примера приведем тактику развития экспорта из Грузии в ЕС, которая построена на непищевой продукции, т.е. Грузия, принимая во внимание высокие требования ЕС к безопасности и качеству для пищевой продукции, сделала акцент на промышленные товары (топливо и горнорудная продукция, химические товары). Возможно, для адаптационных целей, чтобы не потерять преференцию, стране выгоднее первоочередно поставлять товары, которые имеют более «мягкую» систему требований, чтобы закрепиться на рынке и уловить тренды потребителей ЕС.
— На какой стадии реализация ВСП+, и что мы экспортируем в ЕС?
— За 2015 год экспортировали на общую сумму 50 млн и импортировали товары на 320 млн долларов. В основном экспортируются сельхозпродукты и горная руда. К примеру, возьмем натуральный мед – по общему таможенному тарифу он облагается пошлиной на 17,3%, т.е. если ваш мед стоит 100 сомов, на рынок он попадает по 117 сомов 30 тыйынов. По схеме ВСП+ эта пошлина составит 0%, что означает, что ваш товар на 17,3% является более конкурентоспособным, чем другие товарные позиции. Аналогичная система по картофелю – 11,5%, а по ВСП+ 0%.
Политическое решение принято, теперь дело за бизнесом. Не государство будет экспортировать товар, а производитель будет продавать свой товар предпринимателю, который в свою очередь представит его на рынок ЕС. Со стороны государства также создана межведомственная рабочая группа, которая прорабатывает задачи, которые необходимо решить, чтобы максимально содействовать отечественному бизнесу для экспорта в ЕС.
Стоит отметить, что Министерство экономики КР планирует запустить страновую информационную кампанию по экспортным возможностям не только в страны ЕС, но и в других направлениях, например, Китай, Южная Азия, Арабские страны и др.
— К примеру, возьмем обычного фермера из Тюпского района, у которого 5 га картофеля. Он надеется продать свой урожай минимум по 10 сомов. Что ему нужно сделать, чтобы его товар попал на рынок ЕС?
— В бизнесе есть два основных понятия – качество и количество. Когда идет количество, то себестоимость падает, а когда идет качество – падает количество и себестоимость повышается. Поэтому нашим фермерам мы делаем информационную кампанию, чтобы они объединились. Самый лучший вариант для наших фермеров – это объединится в сельскохозяйственные кооперативы. Также есть очень важный момент как сертификация – в этом направлении нужно работать.
— Насколько правительством проработан механизм по качеству производимой продукции? Большинство наших крестьян не соблюдают аграрные нормы, к примеру, менять семена через несколько лет, так как по истечению срока урожайность падет, либо они заражаются болезнями почвы.
— На данный момент в практике Кыргызстана нет единой системы контроля качества продукции, начиная с почвы, поливной воды, качества семян и технологии выращивания. Каждый предприниматель по мере своей информированности и грамотности выращивает продукцию на свое усмотрение, что и приводит к мелкотоварности нашей сельскохозяйственной продукции.
— А кто может взять на себя такую информационную работу, бизнес может взять на себя эту роль хотя бы частично?
— Частично бизнес может взять на себя эту роль. Наш аналитический центр совместно с бизнес-ассоциацией ЖИА и Национальным альянсом бизнес-ассоциаций уже проводит информационную кампанию по собственной инициативе и внутренними ресурсами. По мере своих возможностей бизнес-сообщество делает свои шаги в распространении информации.
— Каждая ассоциация по-своему работает или сообща?
— Да, бизнес-сообщество в лице Национального альянса бизнес-ассоциации (НАБА) очень тесно и усердно работает. Но нужно признать, что это очень долгий процесс и займет не один год. Процесс сертификации, к сожалению, долгий и недешевый. Аналитический центр в целях информирования проводит круглые столы с ключевыми игроками и в, частности, с представителями СМИ, чтобы они через свои каналы могли доносить эту информацию. Также мы проводим информационные туры по регионам в сотрудничестве с НАБА и бизнес-ассоциацией ЖИА. Бизнес-сообщество реализует свои информационные задачи как в кооперации, так и автономно.
Я бы порекомендовал нашим кыргызским предпринимателям глубже изучить европейский рынок. К сожалению, большинство бизнесменов уверены, что наш товар – самый лучший и им легко можно завоевать европейский рынок. Но европейский рынок очень капризный, там жесткие требования и конкуренция. Если ты не самый лучший, то ты обязательно проиграешь, там уже сидят большие игроки – не просто будет завоевать доверие европейского потребителя. Это уже вопрос не политики, а бизнеса.
— Чем же интересен европейский рынок для нас? Скоро год, как мы в ЕАЭС, обещающем большую экономическую выгоду. Зачем нам ЕС?
— Кыргызстан – это маленькое государство, которому необходима диверсификация своих возможностей, рисков и, в частности, экспортного портфеля. Сильная привязанность к определенным рынкам влечет уязвимость экономики страны и зависимость от отдельных рынков сбыта. Безусловно, чем больше рынков у Кыргызстана для сбыта своей продукции, тем она более устойчива и гибка в условиях быстрой изменчивости рыночных условий. Стоит помнить, что торговля – это ключевой драйвер экономической устойчивости и развития цивилизации. Чем шире наши торговые каналы, тем быстрее и эффективнее страна будет двигаться.
Потому что в Европе проживают обеспеченные люди с более высокой платежеспособностью, чем у жителей Казахстана, России или Беларуси. Один и тот же товар может стоить в разы дороже. К примеру, килограмм наших яблок в России стоит 80 сомов, а в Европе его будут продавать за 240 сомов, потому что там сейчас тренд «органик», они стремятся покупать продукты органического происхождения.
У нас есть реальные возможности экспорта в ЕС, вопрос в том, насколько мы сами, бизнесмены, готовы преодолеть все трудности и получить выгоду в конечном счете. Мы провели анализ десяти стран, экспортирующих в ЕС, и увидели, что наш сосед Казахстан занимается хорошим экспортом. Казахский опыт показывает, что можно экспортировать свой товар.
Можно привести успешный пример наших соотечественников, занимающихся экспортом в ЕС. Один из них возит туда сухофрукты. Через выставки он сам нашел клиента в Европе и в пределах 10 тонн ежегодно отправляет свою продукцию. Он закупает у местных жителей, пакует по их требованиям и отправляет.
Другой успешный пример – экспорт грецких орехов в Японию, тоже человек сам нашел клиента, они проверили продукцию и сказали, что не нужно никаких сертификатов. Здесь хочу сказать, что все зависит от переговоров между покупателем и поставщиком.