Лед тронулся: Электронная цифровая подпись станет единой и недорогой

Автор -
1218

    После двух лет ожидания у АППД (Ассоциации поставщиков (производителей и дистрибьюторов)) состоялся результативный диалог с Центром электронного управления при правительстве Кыргызской Республики, согласно которому стало ясно, что постановление к закону «Об электронном документе» будет принято, а значит еще одной преградой на пути бизнеса станет меньше. Чтобы узнать, когда усовершенствованное ЭЦП (электронная цифровая подпись) будет реализовано и какой же будет новая электронная печать, мы побеседовали с директором Центра электронного управления при правительстве Кыргызской Республики Таалаем Байтерековым.

    — Вопрос ЭЦП стоит на повестке вот уже два года, а решения все так и не видно. По последней информации, приказ решить эту проблему направлен именно в Центр электронного управления при правительстве Кыргызской Республики. Ведется ли работа, и на каком этапе, решается ли этот вопрос – неизвестно, потому мне и хотелось узнать из первых уст о подвижках в данном вопросе.

    — Мы встречались с инициаторами постановления – Ассоциацией поставщиков (производителей и дистрибьюторов), государственными и бизнес- организациями, чья деятельность связана с ЭЦП. Изучив вопрос в полной мере, пришли к мнению, что закону «Об электронном документе» не хватает подзаконных актов. Подзаконные акты были обсуждены, и принято решение, что нужен регламент, в котором бы оговаривалась работа удостоверяющих центров и их взаимодействие. ЭЦП будет единым для всех информационных систем. Единственное, что потребуется от гражданина – менять роли сертификатов – в зависимости от того, как и для чего ему нужна электронная подпись в данный момент – как гражданину, предпринимателю или подписанту важных документов. Вся юридическая основа подзаконных актов подготовлена, далее для координирования проект передан соответствующим государственным органам. Он висел на сайте правительства и прошел обсуждение и согласование между министерствами и ведомствами, сейчас проходит состыковку в аппарате правительства.

    В результате мы примем единую базу и будем аккредитовывать удостоверяющие центры, которые будут взаимодействовать с государственными удостоверяющими центрами. Проблема была даже не в них, а в государственных органах, не пришедших к «единому стандарту» ЭЦП, и из-за этого усложнявших процесс. Будут созданы все условия, чтобы интегрировать единый формат ЭЦП как в частные, так и в государственные удостоверяющие центры и организации. Думаю, к концу лета будет проведена вся работа по аккредитации данных центров. Все процедуры согласования проведены, и после утверждения аппаратом проект будет передан другим госорганам. Не думаю, что с реализацией проекта в жизнь будут проблемы.

    — То есть вы отвечаете только за ограниченный фронт работ и передаете проект дальше?

    — Мы отвечаем за координационную работу, участвуем в разработке нормативных актов, практическую реализацию мы не выполняем, у нас на это нет полномочий.

    — Может ли решение вопроса об ЭЦП снова застопориться после того, как вы передали его на реализацию в тот или иной государственный орган?

    — Мы мониторим и контролируем каждый шаг. Контроль остается за нами. Мы передаем работу государственным органам и проверяем качество. Дело не застопорится, потому что это задание, данное нам правительством, и мы его выполним. Если мы не войдем в сроки, это будет проблемой как для нас, так и для государственных органов.

    — АППД инициировало постановление еще два года назад, как давно проект реализации постановления поручили вам?

    — После проведения инвестиционного совета – 30 апреля. Мы получили, обработали, передали на реализацию государственным органам, обозначили сроки. К сентябрю они должны провести все процедуры и внедрить новую систему. Соцфонду, Таможне и Единому окну дано поручение принимать все виды ЭЦП. Такое же поручение было дано и Налоговой, срок дан до 1 октября. Такой долгий период дан потому, что им придется доработать свою систему, провести конкурс – а это всегда занимает время.

    — Не зная того, какую на самом деле муторную, бюрократическую и отнимающую массу времени работу вы проводите, у журналистов, предпринимателей и общественности создается ощущение, что работа стоит. Но работа не зависит только от вас, чтобы суметь сделать все быстро и точно, в процесс включены самые разные государственные организации. Вы еще не встречались с нежеланием идти вам навстречу, неприятием разработанного постановления?

    — Нежелания нет. Есть поручение и его нужно исполнять. Если работа, порученная государственному органу, будет проведена некачественно, то ее сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Мы участвуем во всех этапах работы и помогаем, если кто-то не справляется.

    Наша единственная проблема – как дать ЭЦП всему населению и какую архитектуру для этого нужно создать. Архитектуру проекта мы создали, на бумаге все хорошо смотрится, другое дело – внедрить ее. Появляются сложности, для устранения которых нужно время.

    Создание архитектуры проекта сродни строительству дома. Ты должен все предугадать, предусмотреть и включить в развитие событий. Это долгая работа. В среднем, создание идеальной архитектуры в зависимости от сложности электронной системы может занять до 4 лет! Создается архитектура, потом ведется ее разработка – до полутора лет, которая выявляет все недочеты, тестирование, бизнес-план – до полугода, и только после всей этой работы можно перейти к практическому применению.

    — Приспособлены ли госслужащие к работе с электронными документами?

    — Дело не в том, умеет ли сотрудник работать с компьютером. Здесь возраст не помеха. Все зависит только от желания учиться. Вне зависимости от возраста чиновник может быть как обучаем, так и не обучаем. С кем-то это занимает мало времени, с другими приходится работать долго. Сейчас для внедрения этого проекта мы обязательно закладываем обучение госслужащих работе с ЭЦП.

    — АЭС обязало Кыргызстан создать единую базу предпринимателей. Будет ли новый улучшенный формат ЭЦП подходить и для нее?

    — Естественно. Это запланировано. Это работа Минюста, до конца года мы в сотрудничестве закончим техническое задание. Минюст сейчас занимается изысканием средств для внедрения единой базы. В ЕАЭС признается один стандарт ЭЦП, и именно такая электронная подпись будет после доработки.

    — Пришлось ли вам дорабатывать постановление, инициированное АППД, или же оно было полностью готово к исполнению?

    — Естественно, нам пришлось дорабатывать. АППД предоставило взгляд со стороны бизнеса, мы приняли во внимание замечания и предложения ведомств, работавших с ЭЦП, и доработали постановление. Это коллегиальное решение.

    — Принимая во внимание все сложности внедрения усовершенствованного закона «Об электронном документе», уже с нового 2017 года бизнесмены смогут пользоваться единой для всех систем ЭЦП?

    — Создан госкомитет технологий и связи, мы сейчас также входим в него. В планах комитета – обеспечить новыми ЭЦП 200 000 пользователей. Задача поставлена премьер-министром, думаю, до конца года мы этого добьемся.

    Новое ЭЦП будет не только единым для всех систем, но и много дешевле по цене. Кроме того, в 2017 году мы планируем выпустить новые ID с включенными в них чипами ЭЦП. То есть каждый гражданин будет иметь личную цифровую подпись. Единственное, каждые три года нужно будет обновлять чип, но это будет занимать пару секунд. Мы планируем создать центры обслуживания чипов в разных удобных для кыргызстанцев местах, чтобы они могли обновлять чипы в любое удобное для них время. Правда, распространение новых ID и обучение населения тому, как с максимальной выгодой пользоваться новой возможностью – все это займет время. И чтобы обхватить всех граждан Кыргызстана, уйдет лет 5, а то и больше.

    Зато ID с включенным ЭЦП позволит гражданам держать свое ЭЦП в полной безопасности. Если с флешки злоумышленнику легко изъять электронную подпись и использовать ее в своих целях, то с ID это сделать будет невозможно.

    Поделитесь новостью