Большую роль в продвижении концепции «зеленой» экономики в жизнь внесла Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), членами которой из стран постсоветского пространства являются Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
Почему зеленая?
Нынешнюю модель экономики называют «коричневой» экономикой. Для выживания и развития человечества требуется переход к «зеленой» экономике. Что это? Это система экономической деятельности, которая повышает наше благосостояние, не подвергая будущие поколения воздействию экологических рисков. То есть если традиционная экономика совмещает труд, технологии и ресурсы, чтобы производить товары конечного пользования и отходы, то «зеленая» экономика должна возвращать отходы обратно в производственный цикл, нанося минимальный вред природе. Иными словами, мы должны жить, производить и использовать без вреда окружающей среде, сохраняя экологию и минимизируя отходы. «Зеленая» экономика снижает обеднение окружающей среды, сохраняет и восстанавливает экосистемы, рационально использует природные ресурсы за счет внедрения ресурсо-, водно-, энергосберегающих и альтернативных технологий.
Так ли уж она нужна?
Эксперты и те предприниматели, которые уже применяют такой «зеленый» подход в бизнесе, в один голос утверждают, что она важна, необходима, независима, безвредна и даже может приносить прибыль. В бизнес-среде понятие «зеленой» экономики находится на пике внимания. Финансовые фонды, правительства передовых стран, бизнесмены и потребители уже строят «зеленую» экономику. Инвестиции в энергоэффективные технологии и природную инфраструктуру уже приносят отдачу. В основе этой экономики лежат так называемые чистые новые технологии.
Чистые технологии, используя новые инновационные подходы, меняют в лучшую сторону продукты, технологии и потребительское поведение. Они дают высокую производительность, снижают и даже исключают негативное воздействие на окружающую среду.
Что мешает внедрять ее?
О том, что экологичные инициативы совсем не новы для Кыргызстана, известно всем. Разговор о «зеленой» экономике ведется давно. Но на масштабном уровне она пока не внедряется. Разобраться, в чем состоит приоритет и какова эффективность политических мер, попытались участники очередного заседания Экономического клуба в Бишкеке. На нем выступили заместитель министра экономического развития Данияр Иманалиев с докладом «Зеленая» экономика − вопросы приоритезации и эффективности мер политики», доктор социальных наук Жамиля Жеенбаева и независимый эксперт, доктор политических наук Азамат Темиркулов.
Как отмечали ранее эксперты, осуществление проектов «зеленой» экономики вполне реалистично в Кыргызстане. По мнению международных экспертов, для успешного становления новой концепции развивающиеся страны будут прежде всего инвестировать в сельскохозяйственное производство, в укрепление систем управления водными ресурсами, а также в развитие автономной энергетики.
Правительством определены три направления в «зеленой» экономике: вода, энергетика и экологически чистая продукция сельского хозяйства. Отдельные эксперты предлагают рассматривать следующие четыре направления: сельское хозяйство, туризм, энергетика и перерабатывающий сектор. В качестве предложений предлагалось немало инициатив. Но масштабного распространения они пока не получили.
Как отметил заместитель министра экономического развития Данияр Иманалиев, многие заявления носят декларативный характер, степень реализации «зеленых» проектов находится на низком уровне. Необходимо уделять внимание регионам, развивать бизнес и привлекать новые технологии. Также должны быть приняты определенные меры: льготное кредитование, субсидирование производителей энергии, создание системы «зеленой» сертификации.
В современной ситуации, для того чтобы «зеленая» экономика стала реальностью, необходимы три составляющих: масштабная помощь государства, активное участие частных инвесторов и участие потребителей.
Как «зеленая» экономика покоряет мир
Южная Корея, избравшая концепцию «зеленого» роста в качестве национальной стратегии, основное внимание уделяет промышленности, энергетике и инвестициям, «зеленым» видам транспорта, альтернативным источникам пресной воды, технологиям переработки отходов, развитию парков, обустройству рек в черте города.
США в качестве основных направлений развития «зеленой» экономики выбрали развитие альтернативной энергетики. С помощью солнечных установок к 2030 году будет производиться 65% энергии, потребляемой страной, и 35% тепла.
Практически во всех странах ЕС разработаны «зеленые» меры в сфере энергетики, развития общественного транспорта и инфраструктуры, строительства экопоселений, а также систем утилизации. В ЕС приняты стандарты на автомобильные выхлопы «Евро-5» и уже готовится введение новых «Евро-6». Выделяются многомиллионные субсидии покупателям на приобретение электромобилей.
Великобритания приняла экономику «зеленых» технологий в качестве стратегии своего национального развития и недавно обнародовала свои «зеленые» проекты, нацеленные на создание 100 тыс. новых рабочих мест.
В Бразилии проведено восстановление сельскохозяйственных земель за счет усовершенствованной системы ухода за почвой, внедрения технологий нулевой и минимальной вспашки, и управления цепочками поставок.
В Китае планируется к 2020 году получать 15% (сейчас 9%) электроэнергии из возобновляемых источников, а углеродоемкость экономики снизить на 45%. В КНР принудительно закрыли более 2 тыс. экологически грязных компаний. Объем госвложений в энергосбережение, возобновляемую энергетику, соответствующие технологии в КНР в несколько раз превысил показатели США и ЕС. Китайские производители уже занимают 40% мирового экспорта солнечных батарей и 20% ветряных установок. Еще одно направление «зеленых» технологий, которые развивают в Поднебесной, – это нанотехнологии, в текущем году был открыт Глобальный инновационный центр нановолокна Global Innovation GICNA. Необъявленная цель Пекина − стать мировым лидером в области «зеленых» технологий в XXI веке.
В Казахстане принята концепция по переходу страны к «зеленой» экономике. Казахстан планирует к 2050 году увеличить ВВП страны на 3% и создать более 50 тыс. рабочих мест. Инвестиции в развитие «зеленой» экономики планируется осуществлять в объеме 3% ВВП, или $3-4 млрд в год.
В Беларуси разработано национальное сообщение по устойчивому развитию республики на принципах «зеленой» экономики. Беларусь планирует увеличить инвестиции до 2% ВВП, основной упор будет сделан на целевую государственную поддержку научных и образовательных проектов, связанных с «зеленой» экономикой.
Что может ждать нас?
По оценке Европейской экономической комиссии ООН, сегодня не имеют доступа к чистой питьевой воде около 120 млн человек. Уже в 2025 году миллиард человек будет жить в странах с абсолютным дефицитом воды, а к 2050 году число людей, испытывающих нехватку воды, будет намного большим. Также сохраняется глобальная проблема роста объемов выброса парниковых газов. Ежегодно в мире погибает 12-15 млн га лесов. В течение последних 50 лет деградировали около 60 процентов экосистемных лесных ресурсов. На фоне деградации окружающей среды увеличивается количество болезней человека. Согласно новым оценкам ВОЗ, в 2012 году примерно 12,6 миллиона человек умерли из-за плохой экологии − это почти каждый четвертый из общего числа умерших в мире. Таким образом, ценность и значение природных ресурсов жизнеобеспечения в будущем только вырастет.
Кыргызстан в, между и на
В докладе, представленном доктором политических наук Азаматом Темиркуловым, говорится, что наша страна находится в центре наиболее густонаселенного материка, между двумя центрами деловой активности и на «Великом шелковом пути». Все это может принести огромное преимущество нашей стране, так как у нас чистый воздух, экологические продукты, ледники с пресной водой и уникальная природа.
Для Кыргызстана предлагают горный лес
В качестве модели развития предлагается развивать свой лес. Лес в горах не требует больших затрат, через несколько лет он может дать отдачу и принести неплохую прибыль. Как отмечают международные эксперты, Кыргызстан использует свой туристический потенциал не более чем на 15%. Культивация лесов в горах Кыргызстана может превратить туризм из сезонного в круглогодичный бизнес и дать новый мощный прорывной импульс всем видам туризма: рекреационному, спортивному и деловому. Вслед за туризмом горные леса потянут окружающую среду, лесное хозяйство, лесную промышленность и в будущем и другие сектора экономики, и даже внешнюю политику. Идея «кыргызского леса» может быть успешно соотнесена с Евразийским Экономическим Союзом и доктриной Китая по Великому шелковому пути.
Заключение
Как отметил вице-президент НАН КР академик Биймырза Токторалиев, в Кыргызстане возможно развитие «зеленой» экономики, и ему импонирует, что молодежь в числе тех, кто поднимает данную идею.
«Меня радует то, что 90% присутствующих на обсуждении – это молодые люди. И что они ищут пути, как помочь. Говорят, что «наука без молодежи – это трагедия, а без аксакалов – это комедия». Должна быть преемственность. Пусть сейчас они в чем-то ошибаются, но главное то, что ищут. Больше бы таких дискуссий, чтобы обсуждались вопросы относительно развития страны, поиска будущего. Я уверен, что в тандеме при помощи опыта мэтров и азартных идей молодых мы найдем верный путь», – сказал Токторалиев.
А нам кажется, что для успешного существования и развития «зеленой» экономики необходимо, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения по формированию экономической политики рассматривались через призму «зеленой» экономики. Ведь все ее преимущества налицо.