Справку-обоснование к законопроекту с изменениями в Конституцию писали сторонники акаевского или бакиевского режима, считает омбудсмен Кыргызстана Кубат Оторбав.
Он напомнил, что в результате многолетней борьбы народа с авторитарным правлением в Кыргызстане была достигнута общественная договоренность о наложении моратория на изменение Основного закона до 2020 года, добытого кровью соотечественников.
«Возникает вопрос – оправдают ли свои «издержки» те средства, которые будут потрачены на столь дорогой процесс, так как шестилетние усилия по улучшению имиджа страны, и в том числе имиджа главы государства, могут быть поставлены под сомнение», – отметил Оторбаев.
По задумке авторов законопроекта, в разряд высших ценностей, наряду с правами и свободами человека, внесены независимость, государственный суверенитет, национальные интересы Кыргызской Республики, территориальная целостность, единство народа, мир и согласие, справедливость, верховенство права и равенство перед законом, сохранение и развитие языка и национальной культуры, бережное отношение к истории, нравственность, семья, детство, уважение к старшим, создание благоприятных экономических, социальных и других условий для гармоничного развития личности.
«Однако в данном случае трудно будет найти хотя бы одного здравомыслящего человека, который выступал бы против всех этих вышеперечисленных общечеловеческих ценностей. Тем самым остается непонятной иерархия этих ценностей на практике, то есть какие из них будут являться первостепенными, а какие второстепенными, учитывая то, что указанные ценности должны быть поставлены на защиту в первую очередь, человека и гражданина», – считает омбудсмен.
Он отметил, что Конституция, принятая после апрельских событий 2010 года, акцентируя тяги маятника на правах и свободах человека, в тяжелейших условиях показала свое право на существование и в целом отвечает чаяниям народа Кыргызстана. При этом дело Азимжана Аскарова, по мнению многих, ставшее катализатором внесения изменений в статью 41 Конституции, тем не менее не вполне оправдывает действия разработчиков законопроекта в части исключения положений, устанавливающих, что нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров.
«Указанные поправки невольно наталкивают на мысль о том, что справку-обоснование к законопроекту написал кто-либо из сторонников акаевского или бакиевского режима, которые характеризовались в том числе своими человеконенавистническими действиями. Так, например, авторы жестко критикуют главное достижение постапрельского демократического Кыргызстана, а именно права и свободы человека, которыми мы все в эти годы гордились», – отметил главный правозащитник страны.
Кроме того, по мнению Оторбаева, принятие данных изменений повлечет за собой нежелательную трансформацию системы сдержек и противовесов в политической системе, тем самым государственному устройству может быть нанесен ощутимый урон, так как позиции Конституционной палаты будут существенно ослаблены. По задумке депутатов, Конституционная палата при рассмотрении дел о конституционности того или иного закона принимает предварительное заключение, которое подлежит согласованию с президентом и парламентом.
«В случае несогласия с заключением Конституционной палаты парламент и президент будут стоять над системой правосудия, которое уже не будет осуществляться независимо, что является характерным признаком авторитарных государств. Указанной нормой законопроекта вводится конфликт интересов, согласование Конституционной палатой своего заключения с юридически заинтересованными в исходе дела лицами нарушает все общепризнанные международные принципы, такие как независимость, состязательность, равноправие сторон, на которых должен строиться любой вид судопроизводства. При этом указанные принципы предусматриваются и конституционным законом КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики». Кроме того, этим нарушается основополагающий принцип разделения властей, закрепленный пунктом 2 статьи 3 Конституции и являющийся неотъемлемой частью демократического государства», – подчеркнул омбудсмен.
Он считает, что, учитывая судебную практику последних лет, стоит, наоборот, усилить позиции Конституционной палаты, поскольку многие решения и акты в силу различных причин сейчас не реализуются. Оторбаев отметил, что отправит свои предложения и замечания в адрес разработчиков законопроекта.
При этом главный правозащитник поддерживает создание дисциплинарной комиссии при Совете судей, поскольку сегодняшняя судебная система является в большинстве случаев коррумпированной и не отвечает потребностям народа. При этом, по мнению Оторбаева, членами комиссии должны стать не только представители властных структур, но и представители гражданского общества и института омбудсмена, имеющие определенный юридический стаж. Он отметил, что часто получает жалобы на действия судей, однако Совет судей не реагирует на его акты.
«Хотелось бы выразить свое понимание необходимости отдельного изменения содержания Конституции, направленного, в том числе, на искоренение коррупции в государственных органах. Однако считаю, что данные поправки должны быть сбалансированы и соответствовать основополагающим принципам Конституции, принятой в 2010 году, а также общепризнанным международным принципам в области прав человека. Выражаю также необходимость соблюдения нормы, указанной в статье 97 Конституции, согласно которой Конституционная палата Верховного суда КР дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию, а также соблюдения норм, согласно которым определен порядок внесения изменений в Основной закон», – заключил омбудсмен.