Кадыр Маликов назвал «козырной картой» вызов Чубак ажы Жалилова на допрос в МВД

Автор -
2683

Вызов Чубак ажы Жалилова в Главное следственное управление МВД в Оше на допрос по делу религиозного течения «Ахмадия» вызывает очень много вопросов, сообщает теолог Кадыр Маликов.

Он думает, что это связано с жесткой позицией или высказыванием Чубак ажы в адрес этого течения и последовавшим затем покушением на члена этой группы со стороны радикальных лиц.

«Можно ли связывать эти разные вещи в одно? Госкомиссия по делам религий уже дала свое заключение о том, что высказывания Чубак ажы имеют экстремистский характер, некий призыв и спровоцировали действия. Почему же не была проведена в срок теологическая экспертиза (уже прошел год с лишним)? И только сейчас она была вытащена как «козырная карта». Это, по меньшей мере, выглядит странно», – удивляется Маликов.

Теолог напоминает, что в Кыргызстане недавно образована межведомственная рабочая группа по разработке методологии проведения комплексной психолого-лингвистической и религиоведческой экспертизы на базе Минюста.

«Кстати, при проведении теологической экспертизы в области ислама, чтобы не было разных манипуляций, темных мест или грубых ошибок, необходимо сразу классифицировать исследуемые материалы по двум критериям − вредный контент и противоправный. Во вредный контент могут входить материалы оскорбительного, губительного содержания из-за религиозных (внутриконфессиональных, межконфессиональных) особенностей. Вредный контент считается деструктивным ввиду его оскорбительного, нежелательного содержания, но не является противозаконным и уголовно преследуемым. При этом надо смотреть на личность, высказывающую позиции, на принадлежность его к мазхабу (правовой школе), вероубеждение (акыду), публичность, контекст выступления, место выступления, время, публику и так далее», – отмечает эксперт по религиозным вопросам.

Противоправный же контент содержит информацию, тексты, речи, видео-, аудиопродукты, направленные на организацию террора, насилия, нетерпимости к другим конфессиям, этническим группам, пропаганду участия граждан в военных конфликтах в других странах под религиозными символами, обвинение в неверии других мусульман и призывы к физическому устранению.

«Конечно, власти будут еще разбираться в словах и высказываниях Чубак ажы. Но, возможно, настоящая причина его вызова в органы связана с другим поводом. И если это так, то это недальновидные шаги. Учитывая многие факторы, а также отношение суннитского ислама к ахмадийской общине в целом. Хотелось бы напомнить, что позиция всех суннитов (также, что самое интересное, и шиитов) в мире, да и нашего муфтията такова: ахмадиты (или кадияниты, как их еще называют) − это отколовшаяся от суннитского ислама секта. Точно такое же отношение, скажем, Русской православной церкви к свидетелям Иеговы, которые также считаются сектой», – напоминает Маликов.

По его мнению, с точки зрения традиционного для Кыргызстана ислама ханафитской школы, распространение этой идеологии является неприемлемым и деструктивным, поэтому Госкомиссия по делам религий не дает им официальной регистрации.

«Следуя позиции всего исламского мира, ДУМК КР и все мусульмане Кыргызстана считают неприемлемым само вероучение, саму идеологию ахмадитов. Ее же носители, безусловно, имеют все права граждан в государстве на безопасность и веру. Государство же должно ограничивать расширение миссионерской деятельности деструктивных псевдоисламских и псевдохристианских сект в Кыргызстане», – подытожил теолог.

Поделиться