Эксперты: Министр внутренних дел и его аппарат должны быть гражданскими

Автор -
1222

Гражданский союз «За реформы и результат» выразил свою позицию относительно Комплекса мер по реформе системы правоохранительных органов, принятого 4 июля 2016 года Советом обороны Кыргызской Республики.

Гражданские активисты считают необходимым выработку механизма контроля и оценки выполнения мер, из-за отсутствия которых до последнего времени проваливалась большая часть реформаторских инициатив. Должна появиться система персональной ответственности должностных лиц за качественное выполнение тех или иных задач в рамках реформы.  Иначе решение Совета обороны постигнет та же участь, что и предыдущие обещания приблизить милицию к гражданам.  Гражданский союз «За реформы и результат» предлагает в полной мере осуществить парламентский контроль за реализацией Комплекса мер.

Экспертов Гражданского союза также настораживает тот факт, что решение Совета обороны и указ президента заблаговременно не прошли общественное обсуждение. Общество не смогло повлиять на содержание данных документов. После детального изучения документа эксперты Гражданского союза выработали свои рекомендации. Их основная цель –переориентировать деятельность ОВД на предоставление услуг населению – демилитаризация и деполитизация службы.

Согласно решению Совета обороны, будут ликвидированы существующие управления МВД и созданы шесть независимых служб. Гражданский союз «За реформы и результат» еще в 2012 году в «Альтернативной концепции реформы МВД» предлагал создать при министерстве автономные подразделения. Однако в Комплексе мер не прописано, будут ли руководство и аппарат МВД состоять из гражданских лиц. Также не раскрыта степень их невмешательства в оперативную и следственную работу подразделений.

Гражданские министр и аппарат министерства – это путь к установлению гражданского государственного контроля за деятельностью правоохранительного органа, считают активисты. Предлагается закрепить за МВД функции выработки и осуществления контроля за реализацией государственной политики в сфере общественной безопасности и правопорядка.

А милицейские функции должны быть отданы национальной полиции, которая будет подотчетна МВД. Но при этом она должна сохранять определенную степень независимости. Например, его руководители должны назначаться через конкурс, а министр не должен иметь права по своему усмотрению их увольнять. Структурными подразделениями полиции станут все службы за исключением службы внутренних расследований, которая должна быть независима от ОВД. Деятельность национальной полиции, разграничение полномочий министра и главы полиции и другие вопросы должны основываться на законе.

По мнению экспертов, предлагаемая в Комплексе мер контрактная форма прохождения службы требует выработки ясных оснований, а также порядка продления и непродления контракта с сотрудником, с возможностью апелляции на решение, с которым он не согласен. Также большое значение имеет включение в конкурсные комиссии на низовом уровне представителей местного самоуправления.

Предлагаемое в Комплексе мер основание для увольнения сотрудников в связи с потерей доверия вызывает беспокойство. Так как эта мера может привести к произвольным кадровым решениям. Необходимо либо законодательно определить основания и порядок применения данной нормы, либо вовсе от нее отказаться.

В целом для создания эффективной системы управления и кадровой политики в МВД у Гражданского союза «За реформы и результат» есть свод рекомендаций по каждому пункту Комплекса мер. Так, гражданские активисты рекомендуют законодательно закрепить за аппаратом МВД статус гражданского органа. Придать статус гражданских государственных служащих всем сотрудникам аппарата министерства.

Руководитель национальной полиции, его заместители и руководители служб, а также весь личный состав активисты предлагают назначать исключительно через конкурсный набор. При этом предлагается законодательно установить два вида конкурсного набора: открытый, который будет относиться преимущественно к гражданским государственным служащим аппарата министерства и службы внутренних расследований, а также к лицам, которые впервые поступают на службу в ОВД; внутренний – для действующих сотрудников. Внутренний конкурс должен предполагать учет предыдущих достижений и нарушения в работе.

Патрульную полицию предлагается использовать в качестве «кузницы кадров». Эта модель предполагает, что впервые поступающие на службу в национальную полицию должны начинать карьеру с «патруля». В случае эффективной работы сотрудники смогут через внутренний конкурс продвигаться по службе, переходить в другие подразделения.

В целях развития независимых форм контроля за действиями сотрудников ОВД Гражданский союз «За реформы и результат» предлагает законодательно закрепить статус и полномочия службы внутренних расследований МВД. Также предлагается внедрить практику ежегодной публичной отчетности о деятельности службы внутренних расследований.

Впрочем, отчитываться перед населением должна не только служба внутренних расследований, а в целом ОВД. У экспертов есть предложения и по профилактике правонарушений и развитию социального партнерства между населением и милицией. Причем механизмы совместной работы должны быть отражены в законе.

В то же время активисты обеспокоены попыткой увязать реформу правоохранительной системы с изменением Конституции.

Рекомендации Гражданского союза «За реформы и результат» будут направлены на рассмотрение в Жогорку Кенеш, правительство, Совет обороны и другим заинтересованным сторонам. В ближайшем времени Гражданский союз также представит цельную модель милиции, полиции Кыргызстана.

Поделитесь новостью