Можно ли часть внешнего долга Кыргызстана признать не легитимной и не платить?

Автор -
1030

Кыргызстан постоянно получает различные гранты и льготные кредиты от международных доноров, направленных на решение жизненно важных задач. В частности, речь идет об обеспечении кыргызстанцев питьевой водой, о решении проблем в сферах здравоохранения и образования и других.

Таким образом, у страны скопились немалые долги. По состоянию на 31 мая 2016 года внешний долг Кыргызстана составил $3 млрд 698,23 млн. При этом из них $1 млрд 512,8 млн – многосторонние льготные кредиты. На первом месте по количеству выданных кредитов – Международная ассоциация развития (МАР – группа Всемирного банка) – $641,88 млн, далее следует Азиатский банк развития – $582,88 млн и МВФ – $185,29 млн.

*данные по состоянию на конец периода (по обменному курсу МВФ).

В этом году подходит срок, когда Кыргызстан должен начать выплачивать кредиторам не только проценты, но и основной долг. Международные доноры выдают кредиты на срок от 30 до 40 лет. Первые 10 лет предусмотрена выплата только процентов по кредиту.

А надо ли платить?

Однако не все блага, полученные от доноров, на самом деле являются таковыми. Более того, многие проекты, реализуемые сегодня в Кыргызстане, не только не отвечают заявленным целям, но и наносят урон республике и ее гражданам. В связи с чем правозащитница Анара Дауталиева призывает власти страны ввести в экономику такие понятия, как «нелегитимный долг» и «одиозный долг».

«Каждый проект, реализуемый в стране, имеет цели и задачи. Как правило, цели у всех безобидные и даже благородные. Однако часто они не достигаются, а в некоторых случаях реализация проектов наносит урон стране и народу. Платить за такую помощь, на мой взгляд, мы не должны», – сказала Дауталиева.

В частности, правозащитница призывает признать провальными такие проекты, как: первая фаза проекта «Таза-Суу», финансируемая Всемирным банком и Азиатским банком развития, проект Всемирного банка совместно с Минобразования – сельское образование, поддержка школьного образования Азиатским банком развития. Также можно признать провалившимися, по мнению Анары Дауталиевой, реформы здравоохранения в рамках программ «Ден Соолук» и «Манас таалими».

ЧГ
Червии-гордииды, вид паразитических червей из группы волосатиков.

«Перечисленные проекты не принесли нашей стране пользы, более того, некоторые из них нанесли вред. Вспомним хотя бы скандальный проект «Таза суу» (Чистая вода). Деньги на этот проект выделили Азиатский банк развития – $36 млн и Всемирный банк – $15 млн. Первоначально проект «Таза суу» должен был охватить 730 сел, но четыре сотни из них якобы из-за инфляции  оставлены за бортом. Кроме того, в водопроводе села, где реализовывался данный проект, обнаружены жуткие 35-сантиметровые червяки-гордииды, похожие на живые волосы. В Кыргызстане до сих пор не исследовали масштабы вреда здоровью жителей села», – сказала правозащитница.

И это далеко не единственный проект, не принесший населению Кыргызстана ничего, кроме разочарования и проблем.

«Проект «Сельское образование», финансируемый Всемирным банком. Этот проект сопровождался красивыми фразами, но нужно видеть и читать подтекст. В рамках данного проекта планируется ввести подушевое финансирование. Для Кыргызстана эта модель не подходит. По сути, подушевое финансирование –эксперимент, запрещенный в соответствии с законодательством КР. И проведение подобного эксперимента – преступление», – добавила Дауталиева.

В общей сложности правозащитница предлагает не выплачивать донорам порядка $87 млн, выделенные на различные проекты.

«Это средства Всемирного банка по проектам «Таза суу» и «Сельское образование» – $36 млн и Азиатского банка развития по проектам «Таза суу» и «Школьное образование» – $51 млн. Также можно признать провалившимися реформы здравоохранения в рамках программ «Ден Соолук» и «Манас таалими»», – подчеркнула активистка.

Как можно не платить по счетам?

Для того чтобы не платить по счетам, всего то и надо признать долги перед донорами нелегитимными или одиозными.

Процедура

 

 

 

 

«Если долг признается таковым, то обязательства по выплатам аннулируются. Для того чтобы признать долг одиозным или нелегитимным, достаточно проанализировать любой проект с позиций: что было? что стало? Если стало хуже, цели не реализованы, то средства, выделенные на него, признаются нелегитимным долгом или одиозным. Для этого само государство должно признать его таковым, ибо оно выступает основным заемщиком. Власти должны проявить политическую волю и признать, что тот или иной кредит был неэффективным», – сказала правозащитница.

В международном праве действительно существует понятие одиозного долга. Его в 1929 году ввел российский экономист, автор работ по финансово-экономическим вопросам Александр Зак. Работы Зака способствовали формированию тех правовых рамок, в пределах которых сегодня решается проблема государственной задолженности. Он считал, что при особом сочетании обстоятельств отказ от выплаты долгов государством может быть оправдан.

ОД

Иначе говоря, Зак считал те долги одиозными, которые применялись не в интересах населения государства, без его согласия, и с полной осведомленности кредитора. В таком случае государство может отказаться от обязательств по выплатам долгов при этом и оно не станет изгоем в международном финансовом сообществе.

У Анары Дауталиевой есть своя формулировка понятия «нелегитимного» и «одиозного» долга: «Внешний долг, соглашения по нему и обслуживание признаются НЕЛЕГИТИМНЫМИ, если он влечет за собой нарушение международных и национальных законов. Нарушает основные права человека, нарушает правила и директивы банка развития, заемщиков и кредиторов, подрывает ресурсные основы развития, лишает народ права на развитие, генерирует бедность. ОДИОЗНЫМИ признаются долги, не влекущие никаких благ для населения, образовавшиеся в результате займов диктаторским режимом, нарушающим основные права человека».

Так может Кыргызстан отказаться от части долгов или нет? С этим вопросам редакция K-News обратилась за комментарием к начальнику управления государственного долга Министерства финансов Бакыту Сыдыкову.

«Лично мне такие прецеденты неизвестны. У нас есть определенные международные обязательства перед донорами. На каком основании мы откажемся платить по счетам? Если такая практика и существует, то она требует тщательного изучения. Особенно в части анализа последствий такого решения. Велика вероятность того, что в таком случае доноры просто в последующем откажут нам в помощи. Кроме того, я не вижу предпосылок нам прибегать к такой мере. Сегодня госдолг Кыргызстана оценивается как устойчивый с умеренными рисками», – подчеркнул Сыдыков.

Страны HIPC

К слову, Кыргызстану предлагали в 2006 году списать часть долгов по программе HIPC.

В список данной программы подпадают страны HIPC (бедные страны с высоким уровнем задолженности) которые не в состоянии выплачивать свои долги в более или менее обозримом будущем. Международное сообщество уже определило в эту категорию 41 страну, в основном в Африке.

Основной показатель для участия в программе – правительство страны должно продемонстрировать, что текущий уровень внешнего долга значительно превышает максимально возможный объем выплат.

В 2006 году Кыргызстан номинировался на участие в инициативе HIPC. Действующий тогда министр экономики и финансов КР Акылбек Жапаров говорил, что это неплохой шанс для Кыргызстана списать часть внешнего долга.

«При успешной реализации программы HIPC Кыргызстан сможет списать половину внешнего долга – почти $800 млн», − заявлял Жапаров.

Несмотря на такую возможность, большинство правозащитников выступили против инициативы. Их главным аргументом было то, что взамен за списание долгов международные доноры поставят свои условия, идущие вразрез с национальными интересами государства.

Так или иначе, Кыргызстан не стал участником данной программы.

Реальное списание нелегитимных долгов

С точки зрения международного сообщества, одиозный долг может рассматриваться как понятие, обозначающее любые долги по контракту, средства которого использованы в целях, несоответствующих принципам современного международного права и, в частности, принципам международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций.

примеры списания долгов

 

 

 

 

 

 

 

Если же говорить о мировой практике, то действительно существуют примеры признания долгов одиозными. В частности, долги Ирака, списанные в 2003 году по инициативе Конгресса США, и норвежский экспортный долг в 2006 году.

Также известны более свежие случаи. К примеру, в 2015 году Греция признала свой долг одиозным перед тремя кредиторами: Европейским Центробанком, Международным валютным фондом и Европейской комиссией. Правда, надо сказать, что позже Греция все же согласилась возобновить переговоры со своими кредиторами.

Также признать долг одиозным предлагалось Украине. Когда рассматривались варианты как не отдавать долг России. Как известно, Россия предоставила Украине $3 млрд в конце 2013 года через выпуск евробондов, которые размещены на Ирландской фондовой бирже. Срок погашения ценных бумаг наступил в декабре 2015 года. Однако и тут дело не было доведено до конца.

А вот что касается практики отказа платить по счетам, по причине неэффективного использования денег, такие случаи не известны.

Поделитесь новостью