Школа играет ключевую роль в формировании личности, будущего специалиста и просто ответственного гражданина. Доступ к среднему образованию должны иметь все дети, вне зависимости от социального статуса или особенностей того или иного ребенка. К сожалению, дети с ограниченными возможностями здоровья в Кыргызстане не всегда могут посещать школу. Поэтому государству необходимо стремиться к тому, чтобы не на бумаге, а на деле обеспечить доступ к образованию каждому ребенку. И в этом плане за последние годы наблюдаются заметные положительные перемены. Благодаря тесному сотрудничеству государственных структур, общественных организаций и международных доноров Кыргызстан продолжает активно развивать модель инклюзивного образования.
Одним из давних и надежных партнеров профильных министерств и ведомств в этой сфере выступает Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА). О текущей работе и уже достигнутых результатах мы побеседовали с исполнительным директором ФЕЦА Динарой Мусабековой.
— Динара Алибековна, какие ваши начинания получили наибольшее развитие за последние годы?
— Во-первых, при поддержке Института открытого общества нами открыто три Ресурсных центра инклюзивного образования, где детки с ограниченными возможностями наравне с другими детьми проходят предшкольную подготовку, чтобы затем обучаться в обычных массовых школах. Эти центры продолжают успешно действовать уже не первый год. В рамках наших проектов, которые реализуются при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан», Ресурсные центры регулярно получают всевозможную поддержку: оснащаются необходимыми методическими пособиями, а для педагогов регулярно организуются курсы, тренинги и встречи по обмену опытом для повышения их квалификации.
В настоящее время в общеобразовательных школах, на базе которых действуют Ресурсные центры, проходит внедрение служб психолого-медико-педагогического сопровождения. Не секрет, что огромный информационный поток со всех сторон порой нелегким грузом ложится на педагогов и родителей. И здесь службы сопровождения стали неотъемлемой составной частью комплексной и многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи учителям и родителям в воспитании, обучении и развитии детей.
Второй наш успешный шаг – это работа с родителями. Нам в этом плане удалось создать условия для взаимодействия школы и родителей. За последние два года нами организованы и проведены Дни семьи, в которых участвовало свыше 200 родителей, здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Главный плюс таких совместных мероприятий – интеграция детей, имеющих ограничения, в обычную среду с обычными школьниками, у которых в свою очередь во время этих мероприятий развивается толерантное отношение к ЛОВЗ.
— Расскажите подробнее о Ресурсных центрах, что это за новая форма организации учебного процесса, и какую помощь в этих центрах получают дети с ограниченными возможностями?
— Ресурсные центры инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы, как я уже отмечала, при финансовой поддержке Института открытого общества по распоряжению Министерства образования и науки КР в трех государственных школах Кыргызстана: в школе-гимназии №1 в селе Лебединовка, в сш №7 им. Арстанбека Буйлаш уулу в Нарыне и сш №18 им. А.Навои в Оше.
Ресурсный центр принимает детей с особыми образовательными потребностями, которые готовятся к поступлению в школу. На базе Ресурсного центра дети в условиях инклюзии и индивидуального подхода проходят предшкольную подготовку. Также здесь организуются консультативные встречи для родителей и учителей с психологами и специальными педагогами.
— Какую помощь оказывает ФЕЦА школам в рамках реализуемых проектов?
— Инклюзивное образование – это не роскошь, доступная только странам с высоким уровнем дохода. Опыт работы ФЕЦА показал, что существуют способы формирования инклюзивной практики на местном уровне, не требующие дополнительного финансирования: совместная работа учащихся, активное участие родителей, решение проблем учителями. И вот такая взаимная поддержка доказала свою эффективность.
Прежде всего наша помощь – это повышение методической грамотности педагогов в вопросах инклюзивного образования. При финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан», посольства Новой Зеландии, посольства Финляндии ФЕЦА выпустил ряд учебно-методических пособий, организовал и провел тренинги для учителей по составлению индивидуального плана обучения и другим актуальным вопросам. Главное методическое достижение – это разработка совместно с Министерством образования и науки КР проекта Государственного образовательного стандарта для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушениями психологического развития, с тяжелыми нарушениями речи. Надеемся, что наши совместные наработки помогут МОиН КР создать оптимальную образовательную среду для всех детей в массовых школах, так как цель инклюзии – не просто интеграция детей с ограниченными возможностями. Необходимо, чтобы школа была доступна всем, чтобы у нас в итоге действовал принцип «одна школа для всех»!