«Ведомости»: Где работает армия трудовых мигрантов из Кыргызстана

Автор -
1291
© Иллюстрация Алексея Таранина – Ведомости
Они успешно замещают приезжих из других стран Средней Азии, пишет российская газета «Ведомости».

Раимкул Аттакуров в Москву приехал еще в советское время – получать высшее образование. Здесь он окончил Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), после чего по распределению попал в одну из крупных генподрядных компаний Москвы – «Мосинжстрой». За семь лет работы с должности мастера дорос до начальника участка, поступил в аспирантуру МАДИ, но, чтобы прокормить семью, научную деятельность пришлось оставить и заняться бизнесом. Продавал разный товар – от спортивной одежды до автомобилей, которые он вместе с другом привозил из Европы, Америки и Объединенных Арабских Эмиратов. А потом, накопив денег, открыл небольшую компанию по производству мебели. Бизнесом Аттакуров занимался бы и дальше, но в марте 2005 года в Кыргызстане произошел государственный переворот: к власти в республике пришли новые люди, некоторые из них с детства знали Аттакурова и предложили ему занять пост советника посольства Кыргызстана в России. На государственной должности он прослужил пять лет, а потом снова ушел в предпринимательство: вместе с партнером открыл в России фирму, которая специализируется на строительстве различных площадок – детских, школьных, спортивных и др. Из 60 человек, которые время от времени привлекаются на проекты фирмы, почти половина – кыргызы, а остальные – русские и белорусы. По договору подряда их месячная зарплата в сезон может составлять 50 000–60 000 рублей, говорит Аттакуров. Большинство из тех, с кем он работает, приезжают в Россию вахтовым методом, но есть и те, кто хотел бы обосноваться в России надолго. Аттакуров планирует нанять на работу еще больше соотечественников.

В мае 2015 года Кыргызстан вступил в Таможенный союз стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Теперь у Казахстана, Беларуси, Армении, Кыргызстана и России общий рынок труда. Гражданам, которые отправляются на заработки в страны ЕАЭС, не надо оформлять трудовые патенты, сдавать комплексный экзамен на знание русского языка, истории и законодательства России, а квалифицированным специалистам – проходить процедуру признания иностранного образования. Получив такие привилегии, граждане Кыргызстана потянулись на работу в Россию.

По данным Росстата, в 2015 году в Россию приехало около 26 000 выходцев из Кыргызской Республики, а в I квартале 2016 года – почти 7000. Покидать нашу страну кыргызы стали реже: в прошлом году их выехало чуть больше 16 000 человек, а в первые три месяца 2016 года – лишь 2500. В общем объеме денежных переводов за последние восемь месяцев из России в страны СНГ через систему «Лидер» доля Кыргызстана составила более 20%, рассказал заместитель председателя правления платежной системы «Лидер» Константин Соловьев – на 2 п. п. больше, чем в предыдущие годы. Кыргызстан наряду с Таджикистаном, Узбекистаном и Молдовой входит в число стран с наибольшим объемом денежных переводов из России через «Почту России», сообщает пресс-служба ведомства. «Ведомости» попытались выяснить, что изменилось для граждан Кыргызстана с момента его вступления в Таможенный союз.

Кем работают

В ритейле, ресторанном и строительном бизнесе граждане Кыргызстана начали вытеснять трудовых мигрантов из Таджикистана, говорит руководитель направления «Бизнес-ресурсы» кадрового агентства «Юнити» Татьяна Голубина. Таджикистан в Таможенный союз не входит, и оформляться на работу в России гражданам этой страны труднее, у работодателей с ними гораздо больше хлопот, чем с кыргызами, говорит она.

Стоимость патента иностранных граждан в Москве в 2016 году составляет 4200 рублей в месяц – приехавший из Таджикистана соискатель, который уплачивает такую сумму, уже не захочет работать за зарплату 15 000–17 000 рублей, а кыргызам покупать патенты не нужно, поясняет Голубина. Граждан Кыргызстана часто берут на работу в компании, оказывающие услуги по уборке помещений и приготовлению еды, рабочими в строительные фирмы и продавцами в торговые сети, говорит партнер консалтинг-центра «Шаг» Юлия Капитанчук. В регионах в пик сезона не хватает водителей автопогрузчиков, складских работников и других специалистов, и эту нишу постепенно заполняют выходцы из стран Таможенного союза, рассказывает коммерческий директор Kelly Services Илья Ильин. Их зарплаты в большинстве случаев ниже зарплат россиян на аналогичных должностях. Однако, приглашая на работу трудовых мигрантов, работодатели часто несут дополнительные траты – например, компенсируют приезжим гражданам расходы на аренду жилья, говорит Ильин. По его словам, некоторые мигранты, особенно вахтовые рабочие, зарабатывают даже больше россиян: выходцы из стран СНГ трудолюбивы, готовы к переработкам, с удовольствием берутся за дополнительную работу. Кыргызов нанимают не только на рядовые и низкооплачиваемые позиции, замечает Капитанчук. Тех из них, кто имеет высшее европейское или американское образование, а также опыт работы в банковской сфере в Кыргызстане или за рубежом, брали в финансовые компании IT-директорами, региональными директорами и директорами по маркетингу, говорит она.

Тем не менее кыргызские мигранты пока не создают серьезной конкуренции российским работникам. Приезжающие на заработки граждане стран СНГ восполняют дефицит рабочей силы и заняты в сферах, в которых россияне работать не готовы, замечает замзаведующего лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Лариса Смирных. Кроме того, мигранты не получают социальных гарантий и льгот, которыми пользуются местные работники. Они должны адаптироваться к условиям незнакомой страны самостоятельно, тогда как в Европе существуют специальные программы интеграции и ассимиляции мигрантов – их обучают языку и предлагают пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации.

Приезжие из Кыргызстана, как правило, – низкоквалифицированные работники, которые плохо владеют русским языком. «Один из наших клиентов, владелец складского бизнеса, нанял в конце прошлого года 60 рабочих из Кыргызстана – грузчиков и комплектовщиков, – рассказывает Голубина. – Когда с ними начали проводить инструктаж по охране труда и раздавать сменные задания, выяснилось, что они до конца не понимали, чего от них хотят, и работодателю пришлось нанять переводчика».

Оживление малого бизнеса

После вступления Кыргызстана в Таможенный союз активизировались кыргызские предприниматели благодаря упрощению правил ведения торговли. В Москве более 20 медицинских центров основаны гражданами Кыргызстана, многие открыли фирмы по продаже строительных материалов, говорит Аттакуров. Предприниматели из Кыргызстана начинают переводить в Россию производство – например, швейное, рассказывает Кубанычбек Кожоев, председатель правления НП «Объединение предпринимателей-кыргызстанцев», в которое входит 35 бизнесменов. Некоторые планируют открыть продовольственные магазины. По его словам, два магазина шаговой доступности, в которых будет 200–300 наименований кыргызских продуктов, появятся в ближайшее время в Москве. Кожоев также является совладельцем компании «Торговый дом «Кыргызстан», который возит из Кыргызстана в Россию напитки под брендом «Шоро», кыргызское варенье, сухофрукты, мед, рис, овощи и фрукты. В его планах – наладить импорт кыргызской мясо-молочной продукции и алкоголя. «На ввоз алкоголя мы уже получили лицензию и осенью планируем начать оптовую торговлю», – рассказывает Кожоев. На ввоз мяса и молока в Россию пока существуют ограничения, отмечает он: из нескольких десятков кыргызских предприятий, производящих мясо-молочную продукцию, только шесть-семь привели все внутренние процессы в соответствие с техническими регламентами ЕАЭС и получили право беспрепятственно поставлять продукцию в Россию, Казахстан, Беларусь и Армению.

Поделиться