Смерть Ислама Каримова отразится на регионе в целом, так как именно благодаря ему в свое время Центральноазиатский регион смог удержаться от большой региональной войны, считает политолог, востоковед Александр Князев. Об этом он рассказал в интервью интернет-газете Zonakz.
Он отметил, что у Узбекистана непростые отношения существовали не со всеми региональными странами. Эксперт оценил отношения с Казахстаном и Туркменистаном как достаточно ровные.
«Я думаю, что примерно в прежних парадигмах остались отношения страны с мировыми центрами – Россией, США, европейскими странами и Китаем. Может быть, активнее окажется Китай, но это могло произойти и при Каримове. Сложные отношения складывались всегда, весь постсоветский период, с Таджикистаном и Кыргызстаном. Там существуют огромные массивы проблем. Начиная от планов по гидроэнергетике в Душанбе и Бишкеке и заканчивая проблемами положениями узбекского этнического меньшинства в Таджикистане и Кыргызстане. Я думаю, есть вероятность, что позиция Ташкента в отношении этих двух стран по всем нерешенным вопросам серьезно ужесточится. Сейчас в Бишкеке и Душанбе должны очень сильно задуматься о том, как в дальнейшем выстраивать свои взаимоотношения с региональным «старшим братом»», – сказал Александр Князев.
Эксперт также выделил самые взрывоопасные вопросы, которые сегодня существуют между Ташкентом, Бишкеком и Душанбе. Для Таджикистана – это строительство Рогунской ГЭС. Эту проблему Князев считает ключевой.
«Узбекистан в серьезной мере препятствует разного рода коммуникациям, идущим в Таджикистан, – это реакция на позицию Душанбе по Рогунской ГЭС. Если бы Таджикистан отказался от строительства, хотя это и сложно, так как это стало национальной идеей, и начал рассматривать другие варианты решения своих энергетических проблем, то в отношениях с Узбекистаном позитивные изменения произошли бы быстро. Глобальных проблем по делимитации, демаркации границ между двумя странами нет. С Кыргызстаном сложнее, потому что на юге республики существуют проблемы межнационального характера, связанные с узбекским этническим меньшинством. Кроме того, возникает много приграничных спорных ситуаций. Проблема в том, что все спорные участки Кыргызстан считает своими», – подчеркнул востоковед.