Грандиозное открытие II Всемирных игр кочевников вызвало большой интерес не только к самим играм, но и нарядам, которые были там представлены. Разнообразие костюмов, их оформление дали возможность отечественным дизайнерам проявить свои таланты. Красивые наряды в национальном духе привлекли внимание не только особым кроем, но и узорами, украшающими их.
Тиснение издавна украшает нашу жизнь. Сегодня на волне возрождения кочевой культуры оно все чаще стало использоваться – в одежде, коврах, украшениях. Арабески и орнаменты – это своего рода знаки и символы, которые несут в себе значение оберега, защиты от нечистых сил и сглаза. Каждый узор имел свое сакральное значение и мог приносить удачу воину или путнику, помогал беременным женщинам, защищал дом или детей. Яркие и красивые арабески отвлекали недобрый глаз, забирая его злую силу в себя.
Самые яркие туш кийизы вешались на парадной стороне дома – напротив входа и были богато вышиты. А в одном углу всегда была нарушена симметрия или был диссонанс цвета ниток. Это делалось, чтобы привлечь злой взгляд при входе в дом и вобрать его злую силу в узор. Многие значения утеряны, но те, что сохранились, бережно передаются вышивальщицами. Например, вышивка особо густо делалась на внешней стороне подушки, которая была под головой и как бы защищала спящего.
У мужчин расшивали одежду на спине и груди, создавая своего рода кольчугу. Если внимательно посмотреть на особо плотно декорированные предметы одежды и обихода, то орнаменты накладывались на места, которые покрывают самые чувствительные органы тела.
У женщины особое внимание уделялось усиленному декорированию пояса белдемчи, в области поясницы и малого таза, где находятся детородные органы женщины. Приданое девушки всегда имело подушки, туш кийизы и чыны каапы с узорами «бадам» (миндаль) – своей формой напоминает женскую матку, и служили символом плодородия.
Ажур в виде матери Умай расшивался на детских принадлежностях, и считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов. Символом богатства и процветания считался «кочкор мууз» (рога барана).
Очень важное значение имел треугольник – тумар, который украшал всегда все изделия, – центр туш кийиза, чыны каапа. Треугольный лоскут был основой курака, и часто одежду для малыша на 40 дней старались шить из треугольников. Это сакральное значение треугольника наблюдается у всех тюркских народов и символизирует глаз, который защищает его носителя от бед и злых сил.
Большое значение имели цвета узоров, ниток и тканей, из которых они составлялись. Сочетание контрастных –белого и черного, особенно в кураке, считалось важным для привлечения богатства. Красный – это жизнь, сила природы. Красный защищал от болезней крови, а желтый – от различных заболеваний внутренних органов.
Всего этого я, будучи маленькой девочкой, не знала, и, конечно же, не могла понять, почему тайэне переделывала мои узоры на шырдаке. Мне казалось, что по сбору красивых разноцветных композиций мне нет равных. А суть была в значении каждого орнамента и цвета.
Сегодня я часто вижу одежду с нашими национальными арабесками, и мне глубоко импонирует, что стал возрождаться интерес к нашей самобытности и культуре.