Почему собственник бизнеса должен вкладываться в разработку и внедрение системы XACCП? Какую пользу и выгоду бизнесмен получит от ее внедрения?
Для внедрения системы XACCП потребуется немало денег, времени и сил. Следовательно возникает вопрос: зачем это надо? В этой статье мы постараемся четко показать выгоды бизнеса от внедрения XACCП.
Прежде всего внедрение системы XACCП на предприятиях, участвующих в пищевой отрасли, – это законодательное требование государства. И речь идет не только о Кыргызстане, в странах-участницах ЕАЭС действует такое же требование, не говоря уже о рынке ЕС. Иначе перед производственниками, хозяйственниками, фермерами, реализаторами уже не стоит «гамлетовское» внедрять или не внедрять. Вопрос в ином: как, какими способами, кто и как может в этом помочь?
Давайте разделим выгоды на внутренние и внешние, то есть те выгоды, которые бизнес получит внутри компаний, и те, которые бизнес получит на рынке как игрок.
Внутренние выгоды:
- Прослеживаемость от покупки сырья до потребления готового продукта. Бизнес получит уверенность в безопасности изготавливаемой продукции. Здесь речь идет не об открытии отдельного производственного участка, а о цепочке от производства до реализации.
- Оперативность в случаях брака и отзыва продукции.
- Предотвращение потенциально возможных проблем производства. Например, в вашем ресторане клиент пожаловался на вкус блюда. Администратор проверил и убедился в том, что была допущена ошибка, с тарелок не было тщательно смыто моющее средство. Система XACCП помогает выстраивать бизнес таким образом, что возникающие несоответствия можно немедленно исправлять или, используя терминологию самой системы, – корректировать. Основная суть системы XACCП – это предотвращение потенциально возможных проблем производства. Соответственно, это уменьшит и количество брака, и сократит расходы, и повысит степень доверия клиентов.
- Выявление ответственного. В случае возникновения проблем бизнес всегда ищет ответственного, и часто бывает так, что никто не берет ответственности на себя, при этом перекладывая ее друг на друга. С помощью системы XACCП выявить ответственного человека или департамент легко, так как каждый шаг под контролем. Будет известно, на каком этапе была допущена ошибка. Таким образом, будет понятно, кто виноват.
- Система XACCП как доказательство. Покупатель приобрел ваш продукт и через некоторое время вернул, отметив, что нашел кусок металла внутри. Он грозит вам судом и требует компенсации. В этом случае бизнесу надо доказать, что кусок металла не мог попасть в продукт при производстве. В случае внедрения системы XACCП разработанная документация будет доказательством для любого человека и органа, включая судебные инстанции.
Внешние преимущества:
- Доверие потребителей к конечному продукту. Потребители начинают ему доверять и советовать своим знакомым. Повышение безопасности и качества продукции является следствием внедрения системы XACCП. Здесь выстраивается логическая цепь: больше доверия – больше продаж – больше прибыли.
- Выход на экспорт. Большинство крупных торговых сетей и закупочных компаний заключают договор только с теми поставщиками, которые имеют на предприятии систему XACCП. Логично, что, внедрив систему XACCП, можно расширить рынок сбыта. Большой рынок сбыта – больше продаж – больше прибыли.
- Повышение конкурентоспособности. У компаний с системой XACCП больше шансов выигрывать в конкурсах и получать выгодные контакты. Система XACCП в таких случаях является преимуществом.
- Репутация. У компаний с системой XACCП будет репутация производителя качественной продукции. Хорошая репутация всегда важна для бизнеса, особенно в деловых кругах. Все хотят сотрудничать с предприятиями, имеющими хорошую репутацию, именно таким компаниям поступают выгодные предложения о сотрудничестве.
Это основные внутренние и внешние преимущества от системы XACCП. Принципы системы XACCП можно внедрить на производственных предприятиях и на предприятиях общественного питания. Не важно, какое предприятие – фабрика, столовая, магазин, кафе или ресторан – XACCП будет основным плюсом для безопасности и повышения рентабельности бизнеса.
Автор: Мыктыбек Осмоналиев, аналитический центр «БизЭксперт».