О том, зачем предпринимателям нужно объединяться в ассоциации

Автор -
967

    Признавая весомый вклад предпринимателей в экономику страны, правительство Кыргызстана в 2000 году установило профессиональный праздник − День предпринимателя. Он ежегодно отмечается 20 сентября.

    Днем ранее правительство поздравило и наградило грамотами отличившихся предпринимателей с профессиональным праздником.

    О предпринимательстве, сотрудничестве бизнеса с правительством и том, зачем предпринимателям нужно объединяться в ассоциации, K-News рассказала руководитель секретариата Национального альянса бизнес-ассоциаций Эльвира Боромбаева.

    — Как правительство Кыргызстана сотрудничает с бизнесом? Помогает ли?

    — Во-первых, мы очень рады тому, что правительство и Минэкономики не оставило без внимания наш праздник − День предпринимателя. Правительство поощрило государственными наградами, и это показывает, что уровень диалога между государством и бизнесом налаживается. Хочу отметить, что за последние несколько лет мы начали сотрудничать тесно и эффективно. Как вы знаете, раньше государство и ассоциации существовали по отдельности: это разрозненность, это несовершенство нормативно-правовых актов и куча других разногласий. Так как в основном с НПА работает бизнес, и им очень трудно вести дело при часто меняющихся НПА. Мы, как бизнес-ассоциации, пока тесно сотрудничаем только с одним министерством, но хотелось бы, чтобы этот эффект носил мультипликационный характер и чтобы мы сотрудничали так же и с другими ведомствами.

    — Как давно у нас существует само понятие «бизнес-ассоциация»?

    — Ассоциации существуют со дня независимости. Самая крупная ассоциация − это Торгово-промышленная палата, которая существовала и в Советском Союзе, но независимой и отраслевой стала буквально 10 лет назад. Свое прямое предназначение ассоциации начали понимать в последние несколько лет. Это можно отметить тем, что предприниматели начали объединяться в отраслевые союзы, где намного легче продвигать отраслевую политику. Работа по объединению в ассоциации должна вестись особенно в регионах, где много отраслей, и зачастую предприниматели не имеют понятия,  для чего им нужна ассоциация и каким образом она может быть им полезной. Но здесь в какой-то мере вина самих ассоциаций, так как охват на региональном уровне проводится не в полной мере. Но, с другой стороны, бизнес-ассоциации находятся на пути развития.

    Нам необходимо переходить на уровень эффективного взаимодействия с правительством, где ассоциации смогут продвигать интересы законодательной инициативы и напрямую воздействовать на общую координацию. Во многих развитых странах бизнес диктует стратегию и план развития. Пока что наш бизнес еще не вышел на этот уровень. Поэтому, чтобы ввести отраслевую экономическую политику, мы должны объединиться с правительством. Если мы вместе, то мы сила, и тогда мы эффективно сможем развить все отрасли нашей экономики.

    К примеру, я побывала в Турции, где очень сильно развиты товарно-сырьевые биржи, но у нас такая биржа пока что не развита. Но у нас есть отрасли по выращиванию фасоли,  есть мясная продукция и, к сожалению, там мы наблюдаем разрозненность самих бизнесменов. Если у нас будут эффективно действовать товарно-целевые биржи, бизнес может в дальнейшем совместно разрабатывать товарную сертификацию, брендирование, стандартизацию, которую мы сможем со временем экспортировать за пределы нашей страны, чего нам очень не хватает.

    — А  что считается брендом Кыргызстана? Вообще, какой он наш бренд?

    — Например, курут, это бренд. Сегодня мы много говорим о бренде страны, но определенного бренда страны пока не можем найти. Сейчас мы заостряем свое внимание только на туризме и органике. Но определения бренда страны носит более глубокие понятия. Чтобы его разработать, бизнес должен объединиться.

    — Что понимается под термином «глубокие понятия»? Как, например, пропагандировать курут?

    — Во-первых, все производители должны скоординироваться и вместе определить стандарты своего продукта – только так они смогут выйти на другие рынки, и если будут известны стандарты, наши производители могут диктовать условия для производителей других стран. И тогда производители курута смогут выйти из подсобных, домашних условий на более производственный уровень. Они смогут разработать технологию и все остальное – это целая цепочка.

    Мы вместе с министерством экономики в данное время как раз разрабатываем проект закона о промышленных индустриальных зонах Кыргызстана. Эти зоны помогут развить малую и среднюю промышленность Кыргызстана в регионах, и они также будут наделены преференциями, как налоговыми, так и другими, чтобы продвигать товар. Помимо этого они будут совместно заниматься сертификацией, маркетингом, а также будут работать над ее усовершенствованием. Как раз-таки у нас очень много продуктов, но так как каждый предприниматель индивидуально работает, они не могут их дальше экспортировать. Например, у нас то же пространство ЕАЭС, и с января нам предоставлено преимущество в ВСП+, где более 6 тысяч наименований товаров можем продавать в Европу. Но там тоже есть свои требования, критерии, и бизнесу надо думать, как объединиться и экспортировать свой товар.

    Поделиться