«Никто не может подвергаться пыткам и другим жестоким и бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания».
Пункт 1 статьи 22 Конституции КР
Изучение опыта Кыргызстана по адаптации и внедрению Стамбульского протокола явилось одним из ключевых вопросов международной конференции, проходящей в Бишкеке.
Цель и задачи
С 21 по 22 сентября более 200 представителей государственных структур региона, ведущие международные и национальные эксперты по борьбе с пытками и реализацией Стамбульского протокола из более чем 25 стран мира, представители Комитета ООН против пыток, международные организации, НПО будут обмениваться опытом и изучать передовые практики. Для участия в конференции в нашу страну прибыл председатель Комитета ООН против пыток Йенс Модвиг.
Цель всего обсуждения сводится к содействию всестороннего внедрения Стамбульского протокола и консолидации всех заинтересованных структур.
Конференция призвана решить несколько важных задач, среди которых:
— продвижение всестороннего сотрудничества и практического использования;
— создание сетей и обмен опытом и информацией между всеми, кто работает с данным документом;
— создание системы мониторинга и оценка реализации Стамбульского протокола.
По окончании конференции будет принят итоговый документ – план действий, который потребует выполнения ряда важных условий. Среди них – ратификация и выполнение положений основных договоров в области прав человека, в том числе
— Конвенции ООН против пыток;
— Международного пакта о гражданских и политических правах;
— Факультативного протокола к Конвенции против пыток.
Стамбульский протокол
Стамбульский протокол – это документ (руководство) по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Он содержит в себе международные принципы ООН по оценке действий тех лиц, которые, находясь на государственной службе, применяют пытки и жестокое обращение к гражданам.
Реализация Стамбульского протокола требует от государства:
— проведения правовой, административной и судебной реформы. Это необходимо для того, чтобы предотвратить применение пыток, установить ответственность и предоставить компенсацию за ущерб, нанесенный пытками и жестоким обращением;
— оперативного (менее чем в течение 24 часов) и объективного проведения судебно-медицинской экспертизы по заявлениям о пытках и жестоком обращении. Экспертиза должна проводиться квалифицированными независимыми правительственным и неправительственным экспертами;
— процессуальных гарантий для всех лиц, которые работают с заключенными, в том числе медиков, сотрудников правоохранительных органов, тюремного персонала и военнослужащих;
— независимости всех медицинских обследований по заявлению о пытках в системе предварительного следствия и в пенитенциарной системе от правоохранительных органов, прокуратуры или военных властей;
— соответствие международным стандартам этических обязанностей медработников, в том числе военного медперсонала, в отношении лиц, заявляющих о применении пыток;
— обеспечения людских, финансовых, технических ресурсов;
— учреждения Независимого комитета по мониторингу;
— координации плана действий в сотрудничестве с многосторонними институтами, отечественными и международными.
Кыргызстан, продвигая идеи Стамбульского протокола, делает огромный шаг вперед. При этом он один из первых среди стран Центральноазиатского региона, кто это делает.
Следует добавить, что опыт Кыргызстана вызвал положительную оценку в международной профессиональной среде. Также не лишним будет сказать, что, внедряя принципы Стамбульского протокола, страна готова и выполнять все требования.
Внедрим и устраним
Участники конференции единодушно уверены в том, что, заявляя о себе как о государстве, принимающем и внедряющем Стамбульский протокол, в будущем мы можем добиться полного устранения такого явления, как пытка.
Одно то, что данная конференция проходит под эгидой правительства, говорит о желании и стремлении Кыргызстана следовать мировым стандартам и общечеловеческим принципам.
Открывая конференцию, вице-спикер Жогорку Кенеша Алтынай Омурбекова отметила что «Жогорку Кенеш и его соответствующие комитеты занимаются не только совершенствованием законодательства в сфере предупреждения пыток, но и постоянным мониторингом, осуществляют контроль деятельности Наццентра по предупреждению пыток».
«Также огромная роль парламента видна в принятии определенных документов по изменению содержания условий лиц, задержанных по подозрению, изменению статей Административного кодекса, документов об органах исправительной системы. Эти изменения были приняты в целях беспрепятственного посещения, проведения бесед уполномоченными сотрудниками вышеуказанных органов, медицинского освидетельствования лиц, подвергшихся пыткам, а также в целях установления ответственности должностных лиц», – сказала депутат.
Она также отметила, что в целях контроля за изменениями принятых решений, в целях мониторинга ежегодно заслушиваются доклады директора Национального центра по предупреждению пыток. По результатам принимаются постановления с конкретными поручениями всем госорганам.
Одним из важных документов при расследовании фактов пыток является практическое руководство Министерства здравоохранения, которое позволяет обнаружить и предоставить доказательство фактов пыток. Оно было утверждено и разработано в 2014 году. Данное руководство внедрило в практику медицинских работников стандартизированные унифицированные формы документирования следов насилия, пыток и жестокого обращения.
Совместными усилиями Фонда «Сорос-Кыргызстан» и Коалиции против пыток уже распечатано более 1,5 тыс. экземпляров форм. На стадии распечатки еще 3 тыс. 600 экземпляров. Это покроет потребность медучреждений в обеспечении необходимыми формами по документированию пыток на 2016 год. Обучено 35 судебно-медицинских экспертов, 348 медицинских специалистов, в том числе 88 преподавателей. Был проведен круглый стол по выработке межведомственного сотрудничества. До конца года будет проведен еще один обучающий семинар для медиков.
В авангарде по внедрению Стамбульского прокола медики Кыргызстана. Но очевидным является тот факт, что положительных результатов можно добиться при консолидации национальных правозащитных институтов, ключевых государственных органов и гражданского сектора.
Судебная реформа должна оцениваться в зависимости от достижения конкретных результатов. Среди таких результатов, как намечено в Национальной стратегии устойчивого развития страны на период 2013–2017 годов, «освобождение людей от угрозы применения пыток, от риска унижающего достоинство обращения».
За годы независимости в Кыргызстане судебными органами принят только один обвинительный приговор в отношении лиц, применявших пытки. В рамках проекта Фонда «Сорос-Кыргызстан» «Поддержка в консолидации национальных усилий в предупреждении пыток» в 2017 году планируется разработать и внедрить учебную программу для судей.
Важный вклад в защиту жертв пыток может внести и Адвокатура Кыргызской Республики путем предоставления квалифицированной правовой помощи. На будущий год в рамках проекта запланирована разработка учебного модуля.
Особой будет и роль гражданского общества, которое должно активно включиться в работу по предупреждению пыток.
Положительную роль конференции отметила и вице-премьер-министр, председатель координационного совета по правам человека Гульмира Кудайбердиева, которая высказала мнение, что «рекомендации и предложения, выработанные в Бишкеке на данной конференции, могут быть использованы в планируемом управлении самого Стамбульского протокола». Она выразила уверенность, что итоги форума придадут дополнительный импульс в борьбе против пыток в Кыргызстане.