Для борьбы с коррупцией при государственных закупках в Украине была введена система электронных закупок ProZorro. Главный принцип – «все видят всё», каждый желающий может отследить, что именно покупают государственные органы и сколько средств было на это потрачено. Все процессы можно отследить на каждом этапе реализации тендера.
За год работы в пилотном режиме система ProZorro показала хорошие результаты: 4 тыс. 500 закупщиков провели через систему 84 тыс. тендеров с общим бюджетом 17 млрд гривен и сумели сэкономить 13% от суммы бюджета.
В рамках Health Data Hackathon 2016 Кыргызстан посетила начальник отдела маркетинга ProZorro Дарья Черкашина, которая поделилась опытом с кыргызстанскими разработчиками, активистами и журналистами.
Как устроена система электронных закупок ProZzoro
Закон о переходе на электронную систему закупок вступил в силу первого апреля для очень маленькой части заказчиков. С 1 августа система стала обязательной для всех государственных заказчиков. Определены пороги – суммы, от которых должны проводиться тендеры.
Все, что попало в ProZorro, уже нельзя удалить. На периоде уточнения тендерную документацию заказчик может изменить, но вся история изменений сохраняется. Например, при закупке продуктов питания трамвайным депо активисты открыли перечень товаров. В списке указаны алкогольные напитки – пиво, коньяк, виски и сигареты. В общей сложности они дали заказ на 2 тыс. литров алкоголя. Самое удивительное, закупка объявлена в феврале в преддверии корпоративов. Когда эти данные подняли, заказчик судорожно начал менять документ и сумма изменилась с 750 тыс. на 500 тыс., но все эти правки остались в истории, которую могут увидеть все.
Также заказчик может дисквалифицировать компанию, которая подала на тендер, в случае несоответствия качества или в силу других факторов. Однако это может быть инструментом для манипуляции. Был случай, когда заказчик дисквалифицировал четыре компании, которые дали предложения с суммой до 200 тыс. гривен, оставив одну компанию с предложением в 300 тысяч.
«Мы скачали тендерную дисквалификацию и увидели, что он исключил компании только потому, что в одной из справок отсутствует адрес и телефон предприятия»,− рассказала Дарья Черкашина.
Кто может отслеживать процессы на ProZorro?
Есть несколько путей. Отменить тендер может профильное министерство заказчика. Например, Министерство инфраструктуры и транспорта, увидев, что «Железные дороги» провели неэффективную госзакупку, может отменить заказ.
Еще есть антимонопольный комитет Украины. Если к ним поступает жалоба, то весь тендерный процесс приостанавливается, его начинают изучать, и могут закупки отменить на основании определенных действий. Если же никаких отклонений не замечено, процесс возобновляется.
Еще бывают жалобы от бизнесменов, ведь они затрачивают свое время и ресурсы, а выбрали другую компанию, которая может быть не честно выиграла. Компания, которая видит, что тендер проведен не чисто, поднимает этот вопрос. В день объявляется около 1 тыс. тендеров, здесь нужны также журналисты, которые будут проводить расследования и работать с этими данными. Вся база фильтруется по определенным критериям, чтобы облегчить поиск нужных документов.
Насколько эффективна система ProZorro
Говорят, что это не работает, все равно проводят коррумпированные тендеры. Да, но теперь есть возможность все это увидеть в несколько кликов. 1 апреля первая часть заказчиков вошла в систему, и перед этим был всплеск заказов в марте, все ринулись проводить старые процедуры на бумагах. Вторая часть вошла в систему 1 августа и была такая же картина. То есть заказчики боятся выявления коррупции на ProZorro.
Как производится финансирование проекта
Система полностью разработана на деньги международных доноров. С государства не взято ни копейки. Примерная стоимость разработки модуля и программного обеспечения обошлась в $150 тыс. Чтобы войти в систему, бизнесмен должен внести вступительный взнос. Эти деньги идут на разработку – подключение новых площадок, введения новых процессов. Таким образом, система государственная, но создана, к сожалению, на деньги международных организаций и доноров.
Чем отличается ProZorro от государственных сайтов закупок
Тем сайтом, которым владело государство, никто не занимался. У страны нет для этого ни знаний, ни ресурсов, ни навыков, и это не функция государства – создать удобный интерфейс. Бизнес не верит государству, он уже много раз обжигался на старых тендерах, на этом неработающем портале. Когда сводят бизнес с бизнесом, процесс идет более прозрачно.
Дальнейшее развитие проекта
ProZzoro – это только первый этап реформ. Изменения нужны и в других ведомствах – в МВД, судебной системе. Сейчас можно выявить коррумпированные органы, но нет возможности привлечь их к ответственности. Пока что коррумпированные схемы могут быть просто отменены.