Взгляд Конституционной палаты на предлагаемые изменения в Основной закон

Автор -
533

    Конституционная палата дала положительное заключение к проекту закона «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики». Как было отмечено, палата рассмотрела проект в целом и каждое его положение на соответствие фундаментальным правам и свободам человека и гражданина, допустимость их ограничений, принципам демократического, правового, светского государства, порядку внесения изменений в Конституцию.

    KNews представляет вниманию читателей выдержки из заключения Конституционной палаты.

    Законопроект «О внесении изменений в Конституцию» инициирован без нарушений

    Конституция не содержит прямой нормы о том, кем может быть инициирован вопрос о проведении референдума по внесению изменений в Основной закон. Соответственно вопрос о проведении референдума о внесении изменений в Конституцию должен решаться по аналогии с абзацем третьим части 3 статьи 114 Конституции, согласно которой закон о внесении изменений в Конституцию может быть вынесен на референдум по инициативе не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

    Международные договора

    Предлагаемая новая редакция предполагает закрепление мероприятий организационного характера, направленных на обеспечение исполнения международных договоров, в том числе и договоров по правам человека на уровне закона, что является общепринятой практикой регулирования таких правоотношений. Новая редакция абзаца второго части 2 статьи 6 проекта закона не предусматривает упразднение или ограничение прав и свобод человека и гражданина.

    Сроки давности для преступлений

    Международной Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества к геноциду никакие сроки давности не могут применяться. Экоцид по характеру и степени международной опасности близок к геноциду и каждое государство согласно Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду обязуется принять любые меры, которые оно сочтет необходимым в соответствии со своими конституционными процедурами. В связи с чем, закрепление в Конституции норм о неприменимости срока давности к указанным преступлениям является допустимым.

    Семья

    В данной статье дается традиционное понятие семьи, которое строится на основе традиционной духовной культуры нашего народа. Нормативное правовое регулирование данных правоотношений строить без учета социальных, исторических и духовных традиций народов Кыргызстана невозможно. В этой связи, предлагаемое изменение, предусматривающее добровольное создание семьи между мужчиной и женщиной, достигшими брачного возраста, представляется нам реализующим сложившиеся общественные ценности и нормы поведения.

    Восстановление нарушенных прав и свобод человека

    Проектом закона предлагается исключить нормативные положения о восстановлении нарушенных прав и свобод и возмещении вреда в случае признания международными органами нарушения прав и свобод человека. Исключение данной нормы не означает отказ Кыргызской Республики от своих обязательств по международным договорам, в том числе и по правам человека, участницей которых она является. Из предлагаемых изменений следует, что порядок применения международных договоров будет определяться законами. Такой способ конституционно правовой регламентации исполнения международных договоров является допустимым и не умаляет значения норм и принципов международного права, и не ограничивает права граждан на восстановление их нарушенных прав.

    Совмещение полномочий депутата и премьер-министра

    Совмещение депутатской деятельности с работой в правительстве не является новеллой в теории разделения властей. Такая практика совмещения должностей практикуется в странах с парламентской формой правления. Таким образом, лидеры фракций и другие депутаты получают возможность реализации своих политических программ посредством получения должности премьер-министра или первого вице-премьер-министра. В случае же отставки правительства такие лица должны сохранить возможность активного участия в общественно-политической жизни страны через законодательную деятельность в парламенте на срок действия мандата депутата. Именно этим и обуславливается возможность совмещения мандата депутата парламента и должности премьер-министра или первого вице- премьер-министра.

    Прокуратура

    Изменения в статью 104 Конституции оставляет в полномочиях прокуратуры лишь право возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых будет определяться конституционным законом, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.

    Исключение из полномочий органов прокуратуры проведения следственных действий следует рассматривать, прежде всего, с ее конституционно-правовым статусом как одного из важнейших правоохранительных органов, имеющего своей главной целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. Прокуратура выполняет правозащитную функцию при осуществлении надзорной деятельности, в том числе при надзоре за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие, исполнение наказаний. В связи с чем, в условиях реформирования правоохранительных органов, предлагаемые изменения не нарушают принципа разделения ветвей власти и соответствуют принципам правового государства

    Отмена сроков давности по преступлениям в связи с освоением месторождения «Кумтор»

    Изъятие в применении срока давности к преступлениям, по которым законом установлен срок давности, возможно в исключительных случаях, когда масштабы нанесенного ущерба государству и всему народу носят глобальный и невосполнимый характер, поскольку такие деяния со временем не теряют своей общественной опасности. В связи с этим Конституционная палата считает допустимым данные изменения, поскольку народ Кыргызской Республики обладает всей полнотой власти и вправе непосредственно решить данный вопрос на референдуме.

    Поделитесь новостью