Экс-депутат пятого созыва Жогорку Кенеша Эристина Кочкарова поделилась своим мнением о вносимых поправках в Конституции, оппонентах, разговорах об узурпации власти и о многострадальной 41 статье.
Об узурпации власти
Те оппоненты, которые говорят, что внесение поправок в Конституцию ведет к узурпации власти, до сих пор не привели ни одной цитаты из текста инициируемых поправок. Пусть точно скажут, какая именно статья Конституции ведет к захвату власти. Более того, в Кыргызстане три ветви власти, о ком именно идет речь?
Насколько я поняла, противники реформ говорят о захвате власти со стороны президента. Но благодаря инициативе, наоборот, полномочия главы государства урезаются.
Согласна, что был наложен мораторий на изменение Конституции. Но надо вспомнить, в каких условиях писался и принимался Основной закон 2010 года. В стране был хаос, мародерство, не было руководства государства. Я могу сказать, что свою историческую миссию действующая редакция Конституции выполнила. Недавно прочитала в соцсетях пост подростка, который написал, что Основной закон – это не Библия и не Коран, чтобы сохранить ее нетронутой. На самом деле это всего лишь документ, который содержит в себе нормы госустройства и свод законов. Конституция должна приспосабливаться к современным тенденциям.
О премьер-министре
Согласно инициируемым поправкам, полномочия премьер-министра усиливаются за счет сокращения их у президента. За историю независимости Кыргызстан сменил 26 глав правительств. Это, считай, каждый год идет смена кабинета министров, что сделало исполнительную ветвь власти очень слабой. Предлагаемые же поправки сделают исполнительную власть сильной и устойчивой.
Что касается вопроса сохранения депутатского мандата при назначении на должность премьер-министра или вице-премьера, то изначально у меня было много вопросов. Мне были непонятны механизмы. Потому что, когда уходит один депутат, то на его место по списку приходит следующий. Кроме того, по закону парламентарий обладает иммунитетом, у него есть помощники, машины, водитель, что будет со всем этим? Сейчас в связи с тем, что начали разъяснять, то все встало на свое место. Я думаю, что это сделает правительство устойчивым, поскольку ранее премьер-министр зависел от парламента, от их манипуляции и политических игр. Коалиция могла распадаться, что влекло отставку всего кабинета министров. К тому же, если кабмин возглавит депутат, то у него будет возможность быстрее принимать соответствующие законопроекты. Более того, он сохраняет один голос, это достаточно много.
Такой опыт уже существует в Великобритании, Германии, странах Балтики. Вот недавно ушел с поста премьер-министр Великобритании и вернулся в парламент.
Система сдержек и противовесов
Что же касается этой части, то я могу сказать, что система сдержек и противовесов в стране существует.
Мы прожили без ответственности премьер-министра и депутатов столько лет, и все равно система работает. Тем более что по предлагаемым поправкам уже имеется опыт передовых стран.
О 41 статье
Эта статья недавно буквально потрясла мир. Я говорю об инциденте с Азимжаном Аскаровым. Я хочу провести небольшой экскурс. В супердемократической стране – в США – международное право стоит наравне с национальным. Согласно федеральному закону Штатов, у них закреплен принцип, что решения международных организаций делятся на самоисполнительные и несамоисполнительные.
Если закон вдруг несамоисполнительный, то для его применения нужно менять национальные правовые акты, то есть трансформировать. В случае возникновения противоречий оба закона имеют одинаковую силу. В этом случае выше будет тот акт, который был принят позже. То есть США могут принять новый закон в национальных интересах и при этом формально остаться членом этой организации.
Мы должны отстаивать собственные интересы и ставить их в приоритет. Почему мы должны отдавать наш суверенитет? Я не понимаю оппонентов и того, что они не хотят этого.
О навязывании чуждых ценностей…
Попытка внедрить в наше общество чуждые ценности, такие как однополые браки, являются некоего рода давлением. Зачастую они ведут к противоречиям. То же самое касается и прав человека. Согласно «западной» формулировке прав человека, может быть такое, что чьи-то права будут соблюдены за счет другого.
К слову, в Европе уже начался раскол именно из-за вот такого рода сохранения прав человека. Не секрет, что эта большая страна распадается. Это лишь вопрос времени.
По моему мнению, такого рода союзы должны быть основаны на стратегических и исторических особенностях. Иначе будет много противоречий.
О судебной реформе
Многие оппоненты говорят, что в стране не успели закончить судебную реформу, но уже замахнулись на Конституцию. Но на самом деле в реформировании Фемиды много проблем, связанных с финансированием. Там вводится 7 новых протоколов, не простые законы, пересматривается Уголовный кодекс, вводится новый закон о проступках, идет декриминализация системы и многое другое. Я думаю, что новые поправки в Конституции ускорят и этот процесс.